Глава ЦБ Эльвира Набиуллина в резкой форме обратила внимание, что практики по навязыванию банками услуг частным клиентам в этом году стали нарастать. По данным регулятора, в четвертом квартале прошлого года число жалоб на мисселинг оказалось максимальным за последние полтора года. Правозащитники обращают внимание на рост доли мисселинга в жалобах, расширение перечня навязываемых гражданам продуктов. Если банкиры не прекратят заработок на наивности граждан, ЦБ обещает применить жесткие меры.
На ежегодной встрече с банкирами, организованной Ассоциацией банков России (АБР), председатель ЦБ Эльвира Набиуллина обратила внимание на рост мисселинга в начале этого года. По ее словам, во время острой фазы кризиса банки ответственно подошли к работе с клиентами, но сейчас жалобы на неприемлемые практики вновь начали расти.
«Мы не хотели бы бегать по рынку с дубинкой (которая у нас есть, конечно), поэтому — еще раз повторю — надеемся на благоразумие банкиров»,— отметила Эльвира Набиуллина.
Под «дубинкой» она имела в виду право регулятора заставить банк выкупить обратно продукт, проданный с нарушением.
Глава ЦБ привела несколько случаев, когда отдельные крупные банки использовали подобные практики. Так, по ее словам, пенсионерке в возрасте более 80 лет вместо вклада оформили договор накопительного страхования жизни с регулярными взносами по 100 тыс. руб. в течение пяти лет. Она пыталась отказаться, но… сотрудник банка назначил ей встречу на дату, следующую за днем, когда заканчивается период охлаждения и страховку можно было вернуть без проблем.
По данным Банка России, количество жалоб регулятору на навязанные услуги в прошлом году действительно было меньше, чем годом раньше,— 5,1 тыс. против 5,6 тыс. С четвертого квартала 2020 года этот показатель действительно снижался, но начиная с третьего квартала 2022 года начал расти и в четвертом квартале достиг уровня 1,4 тыс.— это самый высокий показатель за последние шесть кварталов.
Как рассказала “Ъ” руководитель проекта ОНФ «За права заемщика» Евгения Лазарева, в 2022 году количество жалоб на недобросовестные продажи в целом и мисселинг в частности составило 56,3% от общего количества поступающих в ОНФ. «Раньше основная масса претензий потребителей приходилась на навязанные кредитные страховки, страховки имущества при оплате коммунальных платежей и почтовых переводов, продажу вместо депозитов полисов ИСЖ и НСЖ, паев ПИФов»,— говорит Евгения Лазарева.
«В прошлом году в этом перечне стали чаще встречаться некие дополнительные программы юридического сопровождения, подключение функции автоплатежа с комиссиями, карточные продукты с программами лояльности вместо дебетовых карт, антимошеннические страховки»,— продолжает госпожа Лазарева. На ее взгляд, предупреждения регулятора не слишком убедительны для рынка — и цифры это подтверждают, поэтому в ОНФ видят спасение потребителя в ужесточении надзора и введении практики выкупа продуктов, которые потребителям «впаривают» таким образом.
Опасаясь «закручивания гаек» со стороны ЦБ, глава финансового комитета Госдумы Анатолий Аксаков предложил АБР подумать над тем, как бороться с мисселингом в рамках возможностей объединения. По словам вице-президента АБР Алексея Войлукова, с 2019 года ассоциация при взаимодействии с ЦБ разработала стандарт оказания услуг с целью предупреждения мисселинга. «Мы не можем обязывать его соблюдать, но в добровольном порядке к нему присоединились 20 банков»,— говорит он.
