На болотистых просторах Останкинского района Москвы, который когда-то принадлежал графскому роду Шереметевых, в 1939 году, гений советской архитектуры воплотил в реальность совершенно грандиозную идею: в один прекрасный летний день, 1-го августа, торжественно и громозвучно открыли Всесоюзную сельскохозяйственную выставку – ВСХВ. Этот уникальный проект, проницательный ум товарища Сталина сразу оценил по достоинству, и вождь народов твёрдой рукой подписал соответствующее постановление. В широком смысле создавалась главная витрина СССР, которая должна была продемонстрировать миру всю промышленную мощь многонациональной страны советов.
Согласно материалам прессы и кинохроники прошлого столетия, престиж выставки был воистину беспрецедентным, её миссия удалась – ни одна иностранная правительственная делегация не покидала Москву, не посетив ВДНХ, где были пышно и с гордостью представлены самые значимые достижения великой социалистической империи в области сельского хозяйства, промышленности, космонавтики и в научно-технологической сфере.
Но ход мировой истории в 1991 году поменял направление – распалось советское государство. Громадный выставочный комплекс оказался под развалинами империи, превращаясь в некую произвольную рыночную площадку, на просторах которой добывали хлеб насущный бывшие советские граждане. ВДНХ перешла под опеку Правительства Москвы в 2013 году, согласно указу президента Владимира Путина, и спустя уже несколько лет москвичи стали свидетелями возрождения крупнейшего экспозиционного и музейного выставочного комплекса, на территории которого сегодня расположены 49 отреставрированных объектов культурного наследия, в том числе и павильон Армения. Исторический павильон Армянской ССР, одно из редчайших сохранившихся довоенных сооружений на территории ВДНХ, в лихие 90-е находился в частной собственности, поэтому в новых реалиях Армении было предоставлено новое помещение – бывший павильон «Сибирь», в просторных залах которого в своё время выставлялись несметные природные богатства сибирского края СССР. Когда-то это здание удостоил своим присутствием сам товарищ Хрущёв.
Возрождённый армянский павильон сегодня продолжает богатые традиции исторического, которому, по свидетельству архивных материалов, был присущ особый, ни с чем не сравнимый шарм.
Его спроектировал выдающийся архитектор Каро Алабяна в 1939 году, в стиле древнего армянского зодчества, с отсылкой к таким шедеврам, как монастырь Санаин. Позже стены здания были облицованы розовым туфом, а внутри… внутри посетителей ждало сказочное изобилие солнечных даров Армении, выращенных у подножия библейской горы Арарат. “Горы фруктов, потрясающих своим великолепием, лежали в витринах и на полу. Тяжёлыми мельничными жерновами высились сыры. Гроздья винограда окружали бутылки старого, выдержанного вина, в котором играли отсветы далёкого юга”, – описывает армянский павильон критик Альфред Бассехес в журнале «Театр», а кинохроника того времени передаёт, что в специально обустроенных бассейнах плескалась форель, накануне выловленная из озера Севан армянскими рыбаками, специально для главной выставки страны.
Что касается новонаречённого павильона «Армения», то здание, на момент сдачи армянской стороне, мягко говоря, находилось в плачевном состоянии, было изношено на 70 процентов и потребовало серьёзного, капитального ремонта, с громадными затратами. Первый этап восстановительных работ успешно реализовался в 2002 году частными усилиями армянских бизнесменов. Павильон начал функционировать в соответствии с духом 2000-х, то есть основное внимание уделялось популяризации торгово-промышленного потенциала Армении. 2019 год для ВДНХ должен был стать юбилейным. Выставка собиралась праздновать своё 80-тилетите и, в связи с этим, национальным павильонам порекомендовали провести модернизацию концепции выставочного контента, а также разработать план реставрационных работ. Прежде чем приступить к выполнению этого крайне ответственного задания, высококлассные архитекторы и дизайнеры, в сопровождении руководства павильона побывали в Армении, познакомились с архитектурной культурой и национальными традициями армянского народа и вернувшись, начертили план реконструкции, который, в итоге, заметно преобразил облик павильона. Первостепенная задача, поставленная перед дизайнерами, разработавшими внутреннюю отделку помещения, заключалась в следующем – каждый, кто заходит в павильон, должен почувствовать привлекательность солнечной страны Армении и загореться желанием туда отправиться.
Армянский туф, который с трудом довезли в период локдауна, стал одним из ключевых и самых импозантных элементов внутреннего декора помещения, а великолепный хачкар, подаренный павильону архиепископом Езрасом, сразу же при входе напоминает посетителям, что их приветствует павильон первой христианской страны – Армении, а самое главное нововведение на выставочной площадке, это громадные макеты армянских церквей, визуально передающие уникальность и монументальность армянской церковной архитектуры.
Превосходным решением представляются мониторы, висящие высоко под куполом павильона, фрески на стенах, тематика которых подобрана из героических страниц армянской истории – Тигран Великий — Царь армянской морской державы, Давид Сасунский — непобедимый герой армянского эпоса, Аргишти – основатель города- крепости Эребуни. На выставочной площадке также представлены национальные музыкальные инструменты, экспонаты старинной этнической утвари, разнообразные таразы, искусные сувениры армянских мастеров, арцахские ковры, библиотечный уголок и туристическая зона, которая открылась недавно. Манящий аромат тёплого лаваша, который пекут прямо в тандире, бодрящий запах свежесваренного кофе и всегда открытые двери первоклассного ресторана «Арарат» знакомят посетителей с гастрономическим потенциалом Армении. Прославленный армянский коньяк – это не только изысканный алкогольный напиток, который, как говорят, страстно любил великий Черчил.
Это национальное наследие с невероятно захватывающей, поучительной и остроумной историей создания. В павильоне «Армения» действует музей армянского коньяка, где, наслаждаясь дегустацией лучших сортов этого тёмно-янтарного благородного напитка, параллельно можно изучать технологию его изготовления. В павильоне также периодически проводится фестиваль армянского вина, в рамках которого сомелье знакомят гостей с достижениями армянского виноделия. И самое главное, на сегодняшний день, павильон «Армения» представляет собой площадку, широко популяризирующую не только армянскую промышленность, но и культуру. На территории выставки, прямо перед павильоном «Армения», звонко струится великолепный фонтан «Дружба народов», возведённый в 1954 году. Это не только один из главных символов ВДНХ. Композиция «Золотой сноп» в окружении 16 аллегорических женских фигур, олицетворяет важную идеологию — дружбу народов, которая сегодня также является приоритетом для мирного и плодотворного взаимодействия двух братских стран – Армении и России.