Ереванский Матенадаран — это уникальное хранилище древних рукописей и книг. Часть богатейшего архива Лазаревых, который бесстрастно фиксировал историю семьи, и в том числе историю создания Лазаревского института также хранится в Матенадаране. В этом архиве — бесценные и уникальные документы, на страницах которых оживают бессмертные образы представителей рода. Архив был перевезен в Армению в 1929 году, спустя 10 лет после закрытия института. Несмотря на внушительный объем материалов, в Матенадаране хранится лишь половина Лазаревского архива, остальное находится в московских и санкт-петербургских запасниках, а еще одна часть – сегодня выставлена в музее литературы и искусства Армении.
Папка под номером 136 хранит многочисленные императорские благодарности, приказы и указы, касающиеся семьи Лазаревых в разные исторические времена. Автограф императрицы Екатерины Великой, с императорской печатью. Этим документом Екатерина назначает Ивана на должность высшего государственного советника. В этой же папке можно увидеть и личную подпись, и печать Павла 1-го, указ Александра 1-го о том, что Христофору Лазареву присуждается звание почетного члена императорской библиотеки.
Кстати, Христофору было суждено стать последним представителем семейства, так как после смерти его первенца Ивана, род Лазаревых начал угасать. Христофор занимал высокий пост в Министерстве иностранных дел и был назначен советником во время русско-персидской войны. Будучи верным поданным своей новой отчизны, Христофор не забывал и о своих корнях. Также, как и в свое время Иван Лазарев он, после подписания Туркменчайского договора, питал очень большие надежды на восстановление армянской государственности и всячески поддерживал этот проект.
Следует отметить удивительный факт: за всю двухсотлетнюю историю этого рода, не было ни одного его представителя, которому бы не доверяли высокие посты в Российской империи в самых различных сферах. Лазаревы всегда находились среди ближайших сподвижников русских императоров, они являлись крупными промышленниками, и, что самое важное – всегда были крупными меценатами. это были люди с государственным мышлением, с деловой хваткой, с широким кругозором, охватывающим все стороны общественно-политической жизни.
Только Иван Лазарев, владелец крупных уральских горно-металлургических и солевых заводов, сумел содействовать основанию новых городов Григориополь и Новый Нахичевань на земель Северного Кавказа и Крыма, которые к тому времени были присоединены к Российской империи, с щедростью построил десятки не только армянских, но и русских школ, больниц, монастырей, своим фряновским шелком восславил русскую мануфактуру на всю Европу и с невероятными усилиями перестроил и превратил в неописанное чудо самый знаменитый и самый роковой дворец Российской Империи- Ропшу, который вынужден был продать по императорскому указу. Из этих средств с продажи Иван раздал 500 000 рублей на нужды благотворительных организаций Санкт- Петербурга. Кстати, достроенная Лазаревым церковь св. Павла и Петра на территории Ропши, является памятником всемирного наследия и взята под охрану ЮНЕСКО. За это благодеяние император Павел 1 лично поблагодарил его и пожаловал орденом.
Иван Лазарев давно уже обращался к императрице Екатерине Второй с просьбой -разрешить армянской общине построить место в Санкт – Петербурге для молитв. 2-го мая 1770 года, Екатерина Великая, благосклонно отнесшись к просьбе Ивана Лазарева, издает указ, согласно которому армянские общины, проживающие в Москве и Санкт-Петербурге, получают право строить церкви. В Москве армянская церковь Святого Креста была построена в Китай-Городе и была освящена в 1779 году. Следует заметить, что у церквей не было колоколен, и лишь в 1865 году, стараниями Христофора Лазарева, церковь св. Катерины получает разрешение на строительство своей колокольни.
Нет колокольни и у церкви Святого Воскресения Христова, которое стоит до сих пор, в отличие от Крестовоздвиженской церкви. Последнюю снесли в 1930 году. Церковь св. Воскресения находится на территории Армянского Ваганьковского кладбища. Основал эту церковь Минас Лазарев, младший брат Ивана. Минас был крупным государственным деятелем, представителем армянского католикоса при русском дворе. Приобретя участок, Минас хотел обеспечить армянскую общину Москвы достойным кладбищем, так как после чумы 1771 года указом Сената было велено устраивать кладбища за городом. Церковь Воскресения Христова открывается одновременно с Лазаревским Институтом в 1815 году.
В 1801 году семью Лазаревых постигло горе. В Петербурге скончался Иван Лазарев. Потеряв единственного сына в русско-турецкой войне в 1791 году, Иван все свое громадное состояние завещал своему младшему брату – Екиму Лазареву. Согласно завещанию, Еким должен был выделить 200 000 рублей, около 1 млрд рублей по сегодняшнему курсу, и на проценты с этих денег основать семинарию. Однако Еким не дожидается образования процентов. Добавив со своей стороны еще 300 000 рублей, он под семинарию выделяет свой двухэтажный особняк в Армянском переулке и около 3000 наименований книг на разных языках из фамильной библиотеки.
Институт официально открыл свои двери в мае 1815 года. Несмотря на огромный размах своей предшествующей благотворительной деятельности и множеству других государственных начинаний, благородные князья Лазаревы и не представляли, какое блестящее будущее ожидает их начинание. Изначально, они ставили перед собой задачу создать школу, в которой дети из неимущих армянских семей смогут бесплатно научиться грамоте.
Несмотря на то, что Еким уже был в преклонном возрасте, ему удается совершить практически невозможное. Потерпевший поражение Наполеон покидает Москву, оставив за собой горы пепла. От пожара сгорели все склады Лазаревых в Гостином дворе, в которых хранилось производство их фряновской шелкоткацкой фабрики. Это нанесло ощутимый финансовый урон Екиму. Но самой страшной потерей для семьи оказалась гибель сына Екима – офицера русской армии Артемий Лазарева, который погиб под стенами Лейпцига в 1813 году.
Преподавать в Лазаревский институт были приглашены такие крупные деятели как Федор Корш, Всеволод Миллер, Николай Адонц, Степан Назарян и другие известные в свое время ученые. Преподавателей привлекали из других вузов, в частности из Московского государственного университета. По инициативе почетного попечителя института – Семена Абамелек-Лазарева, студенты часто направлялись на Ближний и Средний Восток для совершенствования языков, так что вскоре престиж и слава института разнеслись по всему свету. Сюда приезжали поступать абитуриенты из разных стран. Около 30-40 мест всегда оставлялось детям из необеспеченных армянских семей. А для русских студентов-отличников, в честь 50-летия вуза, Христофор Лазарев учредил специальную стипендию, которую выплачивал из собственных средств. Об этом объявляется во время визита его императорского величества Александра 2-го с наследным принцем, который состоялся 26 апреля 1867 года.
Выпускники вуза, как правило, либо занимали государственные и общественные ответственные должности, либо продолжали углубленно заниматься наукой, тем самым пополняя ряды российских ученых и прославляя русскую науку. Среди выпускников института следует отметить также Ивана Давыдовича Делянова (внук Екима Лазарева), который 15 лет занимал должность министра просвещения Российской империи, видного государственного и военного деятеля, министра внутренних дел Российской империи Михаила Лорис-Меликова, которого выгнали из училища за плохое поведение и он был вынужден перевестись в Санкт-Петербург.
Известные тюркологи Владимир Гордлевский, историк, профессор Агафангел Крымский, который владел более чем 16 языками и впоследствии возглавлял кафедру истории Института, Владимир Минорский, блестящий востоковед, который затем переехал в Великобританию и получает степень почетного доктора в Кэмбриджском университете также были среди выпускников Лазревского института. С теплотой вспоминали учебу в Лазаревской гимназии знаменитый режиссер Константин Сергеевич Станиславский, великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев, знаменитый армянский поэт Ваган Терьян.
Бесценным сокровищем в Лазаревском наследии является библиотека института, которая в свое время насчитывала около 40 тысяч томов. Часть этой роскошной коллекции хранится сегодня в Национальной Библиотеке Армении. Многие великие современники посещали институт для того, чтобы воспользоваться книгами, хранящимися в библиотеке, так что эти 200-летние страницы еще помнят прикосновения пальцев Александра Пушкина, Александра Грибоедова, Ивана Айвазовского.
Многолетнему попечителю института Ивану Лазареву, сыну Екима Лазарева, в скором времени удается добиться того, чтобы книги, выписанные институтом из заграницы, не облагались таможенной пошлиной. Впоследствии же, он решает открыть собственную типографию при институте. Типографские машины надлежащего качества были заказаны в Париже и Лондоне. В начале 1830-х годов типография уже была открыта. Здесь печатали литературу на 13 языках. В типографии издавались методические пособия, научные монографии, исследования по восточным и кавказским языкам, истории и культуре Востока.
В 1838 году выпускается первый армяно-русский словарь, под авторством Александра Худабашьяна, а с 1858 года Лазаревская типография публикует известный в свое время журнал Степана Назарянца «Северное сияние», вокруг которого группировалась вся прогрессивная армянская интеллигенция Москвы и Санкт-Петербурга. Из стен этой типографии в 1860 году вышло первое собрание сочинений Ф. М. Достоевского.
Судьбоносное для империи трагическое начало 20-го века, отражается и на Лазаревском институте. После революции в скором времени занятия прекращаются, а в 1918 году институт закрывается окончательно.
Спустя некоторое время после закрытия, институт был расформирован между факультетом Востоковедения МГУ и Московским Государственным Институтом Международных отношений. Здание же используется как Дом культуры Советской Армении, но в 1953 году после смерти Сталина, Дом Культуры тоже закрывается, а в здание переезжает Институт Востоковедения Советской Академии Наук, который находился там до 1977 года.
Через некоторое время опять зашелестели бумаги и поменялись приказы, согласно которым в 1980 году, Лазаревский ансамбль, был передан представительству Армянской ССР, но колесо истории продолжало свое вращение, и после распада Советского Союза , с 1994 года в этом легендарном здании разместилось посольство Республики Армения в Российской Федерации. Подробнее в документальном фильме.