ТАСС рассказывает, как Вячеслав Тихонов стал легендой советского кино.
В фильмографии Вячеслава Тихонова более 50 картин, многие из них признаны классикой, а две — получили премию «Оскар». Рассказываем, как складывалась судьба артиста, воплотившего незабываемые образы князя Болконского, Штирлица, ставшего практически национальным героем, учителя истории Мельникова и других любимых всеми персонажей.
Благородные черты лица, стать, сдержанность, вкрадчивый голос — запросто можно поверить, что Вячеслав Тихонов происходил из какого-нибудь аристократического рода, рос в семье, где за завтраком общаются на иностранном языке, с детства учился музыке и рисованию. На деле все, конечно, не так. Родители Тихонова были простыми людьми, отец работал механиком на ткацкой фабрике, мать — воспитательницей в садике, все вместе они жили в подмосковном городе Павловский Посад. Как и большинство детей того времени, Вячеслав проводил много времени на улице, искусством особо не интересовался, даже школьной самодеятельностью, зато любил мастерить и подумывал стать инженером. «Мне нравилось ковыряться в машинках, дед был машинистом, паровозы водил, отец техникой занимался на ткацкой фабрике. Мне хотелось что-то машинное, тем более что в школе мне очень нравились математика и физика», — вспоминал актер.
Во время Великой Отечественной войны школу, куда ходил Тихонов, переоборудовали в госпиталь. Вячеславу было 13 лет, и его приняли в ремесленное училище. Получив специальность токаря, он стал работать на заводе — вытачивал детали для подводных лодок. В те годы в жизни Тихонова случились два события, напоминавшие о себе до конца дней: он набил на левой кисти руки татуировку «Слава» (во время съемок ее всегда приходилось скрывать), а еще полюбил кино.
Вечерами, после смен, Вячеслав с друзьями ходил в кинотеатр «Вулкан». Борис Бабочкин в образе Чапаева, Николай Черкасов, сыгравший Александра Невского, актеры Петр Алейников и Михаил Жаров… «Это люди, которые завораживали и в итоге потащили меня в искусство», — вспоминал позже Тихонов. Юноша понял, что тоже хочет быть артистом, но из-за суровости той поры не решался в этом признаться. Однако мечта все же повела за собой.
Спустя много лет Анна Тихонова, дочь актера, в одном из интервью рассказывала, что на выбор профессии повлиял и дядя Вячеслава — он был режиссером какого-то местного театра. Неудачливым в плане карьеры, но любимым в семье человеком. По воспоминаниям дочери, Тихонов часто шутил, что он работает за двоих — «за себя и за этого дядю».
Вступительный экзамен в Институт кино Тихонов провалил, но неожиданно его все же приняли на один «испытательный» семестр. А после зачислили и в студенты. Возможно, потому, что в послевоенные годы на актерском факультете не хватало мальчиков, как рассуждал сам артист. Но что-то подсказывает, что дело было в другом.
Тихонов еще учился во ВГИКе, когда Сергей Герасимов утвердил его на роль партизана Володи Осьмухина в фильме «Молодая гвардия» (1948). Несмотря на то что картина шла с успехом и получила Сталинскую премию, начинающему актеру дебют славы не принес. Зато вместо зрительской любви Тихонов обрел личную: на съемках он познакомился с юной Нонной Мордюковой — она играла главную роль в фильме, — и вскоре они поженились. Вместе актеры прожили больше десяти лет.
Один из наиболее ярких проектов того периода — фильм Михаила Швейцера «Мичман Панин» (1960), где Вячеслав Тихонов играет только что произведенного в мичманы члена подпольной организации. Его персонаж — с одной стороны, гуляка, с другой — строгий и преданный делу военный — проявил многоплановость актера. В то же время Тихонов еще прочнее утвердился в амплуа героя-красавца.