Люди, с одной стороны, призывают Сатану и открыто предают ему свои души, с другой — отказываются верить в ту картину мира, в которой он реален. Если бы они верили, они могли бы сорваться с крючка и сбежать к Богу. Таких огорчений у Сатаны, судя по свидетельствам Предания, было немало. Так что похоже, теперь он подстраховался, выведя новый тип адептов.
В сетях по обе стороны океана продолжают обсуждать выступление «небинарного» лауреата «Грэмми» Сэма Смита, который выиграл конкурс, исполнив номер с явно и подчеркнуто сатанинской символикой.

Это выступление — и его победа в конкурсе — вызвало довольно встревоженную реакцию у консервативных комментаторов в самих США, которые к тому же обратили внимание на то, что спонсором тут явилась известная фармацевтическая компания «Пфайзер».
Коммерческие интересы фармацевтов тут, впрочем, понятны. Трансгендеризм, когда человек сначала оплачивает (сам или с помощью государства) калечащую операцию по «смене пола», а потом всю жизнь пьет тяжелые гормональные препараты, — это просто золотое дно для производителей веществ, которые в данном случае язык не поворачивается назвать «лекарствами».
Конечно, ответ на тревогу христиан был ожидаем — а в чём проблема-то? Это просто юморное развлекательное шоу, люди весело дурачатся, прыгают и скачут, поют и пляшут, вихляют бедрами и строят гримасы. И вообще, не нравится — не смотри.
Но такие объяснения принять трудно.
Во-первых, есть вещи, которыми шутить невозможно. Если, скажем, некто нарядится в нацистскую униформу со свастикой на рукаве и так выйдет на улицу, ему вряд ли помогут разговоры про то, что это всё веселая шутка и розыгрыш. Такую шутку не оценят. Почему?
Потому что национал-социализм воспринимается как предельное зло, с которым не кокетничают, не заигрывают и шуток не шутят.
Дьявол в христианской картине мира — это не шуточный персонаж, это носитель предельного зла. Даже для людей, которые эту картину мира не разделяют и видят в Сатане только символ, этот символ имеет вполне однозначное значение. Это дух лжи и злобы.
В том символическом послании, которое передается отсылками к аду и Сатане, в любом случае нет ничего хорошего.
Тем более что еще некоторое время назад участникам песенных конкурсов в голову не приходило имитировать на сцене поклонение демонам. Это знак определенного смещения — причем смещения масштабного.
Если бы мы еще недавно рассказали американцам, что у них будут открыто поклоняться статуе Бафомета, они бы приняли это за пустую страшилку. Тем не менее кокетничанье с Сатаной всё более входит в моду — как это выявилось, например, с недавним скандалом вокруг модного дома Balenсiaga.
Как это видят сами любители наряжаться чертями? Те из них, кто говорит, что Сатана — это только символ, и они не верят ни во что сверхъестественное. Вполне вероятно, что когда они утверждают подобное, то (почти) не врут.
США давно были ареной того, что называлось «культурными войнами» — между традиционной, семейной, христианской, трудолюбивой Америкой, с одной стороны, и прогрессивными силами, которые видят в ней оплот патриархального угнетения, ханжеской морали и ненависти к несчастным меньшинствам — расовым и сексуальным.
В последнее десятилетие противостояние приобрело особенно острый характер, который ряд американских комментаторов называют «холодной гражданской войной». В этой войне индустрия развлечений, как сразу бросается в глаза, мощно выступает на стороне прогрессивных сил, — навязчиво продвигая пропаганду тяжелых извращений даже в мультфильмах для самых маленьких.
Заигрывание с сатанизмом — это, с одной стороны, способ подчеркнуть: «Я свой! Я прогрессивный! Я тоже ненавижу этих тупых реднеков с Библиями!», с другой — попытка разрушить связь поколений, заставив молодежь плясать под музыку, которая вызовет принципиальное, религиозное неприятие у их родителей.
Так что, возможно, они действительно (почти) не верят в реального Сатану. Другое дело, что это мало что меняет.
Бог ищет близких, доверительных отношений с людьми, Ему важно, чтобы в Него верили. Дьявол не требует от своих адептов веры в него; его цель — погубить людей, а вовсе не водить с ними дружбу.
Поэтому, как заметил Шарль Бодлер: «Величайшая уловка дьявола состоит в том, чтобы убедить вас, что он не существует».
В данном случае она блестяще удалась — люди, с одной стороны, призывают Сатану и открыто предают ему свои души, с другой — отказываются верить в ту картину мира, в которой он реален. Если бы они верили, они могли бы сорваться с крючка и сбежать к Богу. Таких огорчений у Сатаны, судя по свидетельствам Предания, было немало. Так что похоже, теперь он подстраховался, выведя новый тип адептов — сатанистов-материалистов.
Но надо сказать, что у Сатаны много разных уловок. Еще одна из них — внушать нам, что он может обмануть и соблазнить кого угодно — но только не нас. Это несчастных самооскопленных евнухов в шляпе с рожками Сатана водит за нос как хочет — а нам ничего подобного не грозит. Сатанисты — это наши военно-политические противники, а к нам Сатана не смеет и носа показать.
Увы, но это не так.
Если вам в голову не приходит скакать в красном трико и шляпе с рогами, это еще не значит, что вы неуязвимы. Наша вера говорит о том, что Сатана ненавидит и пытается погубить не только их — но и нас. И он достаточно изобретателен, чтобы найти свой подход к каждому. Он опытный и хитрый обманщик и, если использовать такое небиблейское слово, провокатор.
Мы примерно знаем, как выглядит провокация в противостоянии между людьми: противник, который не может дотянуться и прострелить вам ногу, употребляет знание психологии и изобретательность на то, чтобы вы выстрелили в ногу себе сами.
И что в таких случаях более всего делает вас уязвимым — это беспечная уверенность в своей неуязвимости.
Дьявол уделяет русским не меньше внимания, чем американцам, — и, увы, у нас тоже можно видеть кокетничанье с адом. Взять, например, недавнюю песенку Вики Цыгановой: «И врата неземные в ад вам откроет мама Россия!».