16
Март

Как утонул Британский крейсер «Эдинбург» в 1942 году с 5,5 тоннами золотых слитков на борту

Share
0
Comment
802 views
15 sec
NarMedia

В истории Второй мировой войны трудно найти корабль, который может сравниться с британским крейсером «Эдинбург» по количеству легенд, связанных с его гибелью. Причиной их рождения является необычный груз корабля – золото, которое он должен был доставить из СССР в Великобританию.

Можно встретить различные конспирологические версии гибели «Эдинбурга», одна другой краше. Например, пишут, что немцы, знавшие о миссии крейсера, выслали для его уничтожения своего лучшего подводного аса-снайпера, который и торпедировал «Эдинбург», или что англичане специально бросили корабль, который мог быть ими спасен, и т.д. Кроме этого, сам факт наличия на борту «Эдинбурга» пяти с половиной тонн советского золота часто выдается за неопровержимое доказательство того, что им Советский Союз расплачивался за поставки по ленд-лизу.

Золото «Эдинбурга» – плата за ленд-лиз?

Как известно, в первый год Великой Отечественный войны СССР не входил в американскую программу ленд-лиза, и был включен в нее 11 июня 1942 года, когда им было подписано Основное соглашение по данной программе военных поставок. Этот год принято считать временем «пред-ленд-лиза», когда поставки из США были обеспечены предоставленными советской стороне кредитами на закупку вооружений. За этот период США два раза (в октябре 1941 и феврале 1942 гг.) предоставили СССР кредиты по одному миллиарду долларов каждый. Американский историк Роберт Джонс в своей книге, посвященной истории поставок по ленд-лизу в СССР, пишет:

«В конце концов, Соединенные Штаты приблизились к полному ошеломившему их пониманию того, что было необходимо для разгрома Гитлера, и одновременно Советам стало без всякого обмана понятно, насколько скудными были военные запасы США. Дядя Сэм не взял у Дяди Джо никаких процентов за первый кредит по ленд-лизу на сумму 1 млрд долларов. Америка согласилась отложить выплаты по кредиту сырьем или другими товарами на пять лет после окончания войны».

Однако с июня по ноябрь 1941 года СССР также делал заказы в США и оплачивал их по факту. Как писал администратор программы ленд-лиза Эдвард Стеттиниус, «…до конца октября [1941 года] русские продолжали платить наличными за всё, что у нас приобретали». Однако на начало войны у СССР не было валюты, чтобы покупать у США по формуле «плати и вези». Откуда у советской стороны взялись доллары, чтобы делать закупки, о которых пишет Стеттиниус?

Как оказалось, СССР выручил Рузвельт. Американский президент в то время не имел возможности предоставить кредит на закупку вооружений без одобрения Конгресса, поэтому он придумал обходной маневр. Правительство США заключило с СССР две торговые сделки: на приобретение стратегических материалов на 100 млн долларов и золота на 40 млн долларов. Министр финансов США Генри Моргентау (Henry Morgenthau) согласился покупать русское золото по 35 долларов за унцию и 15 августа 1941 года выплатил советской стороне аванс в сумме 10 млн долларов за его будущие поставки.

В итоге к концу октября 1941 года СССР получил от США в качестве аванса по упомянутым сделкам 90 млн долларов. Как писал вышеупомянутый Роберт Джонс:

«К этому времени с помощью организаций Моргентау и Джонса советской стороне был выплачен аванс на сумму 90 млн долларов, в том числе 40 млн от министерства финансов за сделку с золотом, а остальное от Управления по военным поставкам в счет будущих поставок сырья. И все же этого было недостаточно даже для того, чтобы оплатить заказы советской стороны до конца текущего года, несмотря на все надежды Рузвельта».

Таким образом, Рузвельту удалось «убить двух зайцев». Он сделал СССР на короткое время платежеспособным и убедил американское общество, что Сталин самостоятельно финансирует свою программу закупок вооружений у США. Стоит отметить, что вышеупомянутое соглашение о поставках в США стратегических материалов и золота советская сторона соблюдала со всей скрупулезностью. Это может служить одним из объяснений отправки из Мурманска на «Эдинбурге» около 5,5 тонн золота стоимостью около 6,2 млн долларов – этот груз мог быть частью тех 30–40 тонн русского золота, оплаченных американцами еще в 1941 году.

Кроме этого, существует еще одно разумное объяснение отправки груза золота на борту британского крейсера – оно могло предназначаться непосредственно англичанам. 16 августа 1941 года между СССР и Великобританией было заключено первое соглашение об английских поставках советской стороне. Анастас Микоян писал в своих мемуарах:

«Соглашением от 16 августа 1941 г. сумма кредита была установлена в 10 млн фунтов. В июне 1942 г. она была увеличена на 25 млн фунтов, а в феврале 1944 г. еще на 25 млн фунтов. Всего к концу войны в Европе сумма кредита составила 60 млн фунтов. 16 апреля 1946 г. в английской Палате общин премьер-министром Эттли были обнародованы данные о поставках Великобритании Советскому Союзу за период с 1 октября 1941 г. по 31 марта 1946 г. Стоимость военных поставок составила 308 млн фунтов, гражданских поставок – 120 млн фунтов. Эттли пояснил, что приведенные данные относятся к тому, что было реально доставлено, без учета потерь в пути. Относительно гражданских поставок премьер-министр указал, что они производились на основе соглашения от 16 августа 1941 г., по которому «советское правительство уплачивало 40% стоимости золотом или долларами и остальные 60% за счет кредита, предоставленного Правительством Его Величества».

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что золото «Эдинбурга» не являлось платой за ленд-лиз. Если его получателями были американцы, то они официально закупили его в 1941 году на выгодных для СССР условиях. Если ими являлись англичане, то золото могло быть частью оплаты тех 40% по советско-британскому соглашению от 16 августа 1941 года, которое не имело к американской программе ленд-лиза никакого отношения. В пользу последней версии говорит и распределение золота, поднятого с крейсера в 1981 и 1986 годах: 1/3 – Великобритании, 2/3 – СССР, с учетом выплаты вознаграждения фирме, осуществлявшей подъем золотых слитков.

Как утонул «Эдинбург»?

Примерно 29 апреля 1942 года (точная дата почему-то не прослеживается даже по документам, фигурирует также 1 мая) британский крейсер «Эдинбург» с грузом золота вышел из Мурманска, и в сопровождении нескольких эсминцев отправился в Англию. На следующий день на расстоянии менее 200 миль от Мурманска в крейсер попала торпеда с немецкой субмарины U-456. Попадание было неудачным для крейсера – в левый борт и в корму, повреждены были винты и началось хоть и медленное, затопление. Эсминцы попытались оттащить крейсер обратно в Мурманск, но тут появились немецкие надводные корабли, которые вступили в бой.

Командующий 18-й эскадры крейсеров контр-адмирал Стюарт Бонэм-Картер на мостике «Эдинбурга»
Легкий крейсер «Эдинбург» был современным кораблем, принятым в состав британского флота лишь в июне 1939 года

В ходе боя с немецкими эсминцами «Эдинбург» был поврежден еще больше, и хотя немцы потеряли один свой боевой корабль, положение создавалось угрожающее, крейсер находился под угрозой захвата. Из Англии радировал руководитель операции и приказал срочно затопить «Эдинбург», что и было сделано. По крейсеру было выпущено несколько торпед, корпус корабля разломился и опустился на глубину около 250 метров. Там он пролежал вместе с золотом почти 40 лет.

По ценам 70-х годов груз золота на «Эдинбурге» оценивался на сумму более чем 200 миллионов фунтов стерлингов, потому, как только появилась оборудование, позволявшее проводить спасательные операции на большой глубине, правительство Великобритании решило заняться этим делом. Оно получило согласие правительства СССР (ведь крейсер лежал на нашей территории), и привлекло к проведению работ частную компанию Jessop Marine. Recoveries Ltd., обладавшую большими техническими возможностями.

Доходы всех трех сторон были распределены так: 45% от поднятого золота уходили частной компании, которая занималась подъемом, а оставшаяся часть делилась между СССР и Великобританией в пропорции 66,666% и 33,333%.

Члены экспедиции по подъему сокровищ «Эдинбурга» позируют с золотыми слитками после успешного завершения работ

Работы по поиску крейсера начались в мае 1981 года, а в сентябре уже начался подъем слитков на спасательный корабль «Стефанитурм». Дело осложнялось тем, что ящики, в которых золото было упаковано, от времени сгнили и рассыпались, и слитки приходилось выискивать среди всякого мусора и даже боеприпасов. Но в итоге к началу октября был отыскан и поднят 431 слиток из 465. Из-за начавшихся осенних штормов работы пришлось прекратить. Все корабли отправились в Мурманск, где найденное золото общей массой чуть более 5 тонн (точнее – 5129,3 кг) было разделено между участниками операции.

Однако за остатками золота вернулись в 1986 году, и их подъемом занялась все та же компания с применением спасательного корабля «Дипвотер-2». При повторной спасательной операции с «Эдинбурга» водолазы подняли еще 29 слитков, вес которых составил почти 350 кг(более трети тонны). Оставшиеся 5 слитков (60 кг) так и не были найдены, и до сих пор лежат где-то на затопленном крейсере среди обломков.