Владимир Путин принял участие в пленарном заседании третьего ежегодного форума Агентства стратегических инициатив «Сильные идеи для нового времени».
Перед началом заседания глава государства ознакомился с выставкой победителей конкурса лучших новых отечественных брендов, цель которого состоит в поддержке российских компаний, успешно справляющихся с замещением западной продукции. На конкурс, впервые проводящийся в этом году по поручению Президента, было подано свыше пяти тысяч заявок.
Владимир Путин осмотрел тематические зоны «Высокие технологии», «Информационные технологии», «Креативные индустрии», «Потребительские товары» и «Продовольствие», соответствующие пяти конкурсным номинациям. Пояснения давала генеральный директор АСИ Светлана Чупшева.
В ходе пленарного заседания глава АСИ Светлана Чупшева, специальный представитель Президента по вопросам цифрового и технологического развития, директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков и председатель госкорпорации «ВЭБ.РФ», глава экспертного совета АСИ Игорь Шувалов презентовали главе государства проекты, получившие максимально высокую оценку экспертов. Предложения граждан разделены на три блока: цифровое и технологическое развитие, социальная тематика, экономика и предпринимательство.
Организаторами мероприятия выступили АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и фонд «Росконгресс». Форум «Сильные идеи для нового времени» – ежегодное мероприятие, направленное на выявление и поддержку реализации общественно значимых инициатив российских граждан, которые вносят вклад в укрепление суверенитета России и достижение национальных целей развития страны до 2030 года.
* * *
В.Путин: Дорогие друзья, добрый день!
Спасибо.
Приветствую участников третьего форума «Сильные идеи для нового времени», [под девизом] «Сильные идеи – сильной стране»!
А новое время – это не какое-то отдалённое будущее. Это, по сути дела, наше время, мы в нём сегодня живём. Здесь находятся интересы и нашей Родины, страны, и устремления людей, ради которых мы работаем, учимся, созидаем, за которых боремся и сражаемся.
Сейчас значим и важен вклад в общее дело каждого гражданина России, коллективов каждого предприятия и, конечно, молодых творческих, научных, бизнес-команд, всех инициатив, направленных на укрепление и развитие промышленного, интеллектуального, технологического потенциала.
[Поговорить] о том, как дополнительно поддержать такое стремление – приносить пользу, служить стране и народу, раскрывая свой талант и потенциал, сегодня, я так понимаю, как раз для этого и собрались, для этого был организован этот конкурс, о котором мне сейчас Светлана [Чупшева] рассказывала.
С 2020 года число представленных на форум предложений увеличилось более чем наполовину. И, честно, искренне рад, что в ваш проект включились жители исторических территорий – Донбасса и Новороссии. Хочу их отдельно поприветствовать.
Вновь подчеркну: общественные, предпринимательские, волонтёрские инициативы – это настоящий мотор развития. А сильное, ответственное гражданское общество – основа суверенитета нашей страны.
Используя лучшие решения, предложения, которые выдвигают наши граждане, деловые и другие объединения, нам нужно задавать высокие стандарты социальной поддержки, благоустройства городов и населённых пунктов, формировать экономику предложения – другими словами, экономику, которая живёт не за счёт потребления чужого, импортного, а сама создаёт, производит современные товары, услуги, технологии.
Повторю: всё это в наших силах, все возможности для этого созидательного пути развития у нас, безусловно, есть. Уже сейчас наши компании производят продукцию с прекрасными характеристиками, которая зачастую ни в чём не уступает зарубежным аналогам, а подчас и превосходит их. И я уверен, так оно и будет. Это превосходство – в этом смысл: не копировать, а именно идти на шаг впереди.
Пока бывает, конечно, и так, что товары хорошие, но о них пока мало что известно. Сейчас только на выставке и говорили об этом. Кто там с косточками чего-то придумал – вроде бы ерунда, а хорошая ерунда, полезная, особенно для семей с детьми. Но об этом никто не знает. Надеюсь, что благодаря мероприятиям подобного рода знать будут больше.
Как известно, любая монополия, любое доминирование не вечны. Наши компании, команды готовы к конкуренции, и многие уже доказали это. Когда говорил о монополии, имел в виду, конечно, ваших западных конкурентов, потому что, по сути, во многих отраслях они эту монополию здесь – на нашем, отечественном рынке – для себя обеспечили.
Наши производители уже сейчас доказывают и доказали, что они могут работать лучше. Сейчас важно помочь российским производителям, что называется, раскрутиться, чтобы у нас были наши, собственные торговые марки, которыми может и будет гордиться страна, которые будут узнаваемы не только в России, но и в мире в целом.
Мы все здесь взрослые люди, а вы предприниматели, вы знаете, что всё делается постепенно, step by step: начнём с ближайших соседей, со стран СНГ, потом страны ШОС, БРИКС – рынок невероятно большой, колоссальный. Слушайте, в странах БРИКС, вы знаете, большинство людей на планете живёт, именно в странах наших союзников.
Именно поэтому попросил Агентство стратегических инициатив на полях форума ежегодно проводить конкурс лучших новых отечественных брендов, приглашать к участию в нём именно малые и средние компании.
Организаторы планировали, что на конкурс придёт 500 брендов – так мне сейчас рассказывали, – ну максимум тысяча. Однако оказалось, что всего за два месяца было подано более пяти тысяч заявок от отечественных производителей одежды, продуктов питания, разработчиков высокотехнологичных решений. Конкуренция была, насколько я понимаю, очень-очень высокой, и победители тоже, безусловно, достойные.
Всех вас – победителей в данном случае – поздравляю с этой победой.
Уже упоминал про выставку, которую сейчас посмотрел, и хочу сказать, что, конечно, результаты того, что многие сделали, на этой выставке представлены, они впечатляют.
Попросил коллег из Администрации Президента и Правительства – отдельно, в максимально торжественной обстановке – наградить создателей таких брендов. И поскольку эти предприниматели сейчас с нами в этом зале, давайте все ещё раз их поздравим, поприветствуем.
Уверен, что решающую роль на пути к победе, конечно, сыграли ваша смекалка, предпринимательский и креативный талант. При этом добавлю, что практически каждый из победителей в той или иной степени смог опереться на меры поддержки национального проекта по развитию малого и среднего предпринимательства, использовал самые современные механизмы регистрации товарного знака.
Так, за последние семь лет срок получения так называемых охранных свидетельств по товарным знакам в России сократился почти в три раза – до четырёх месяцев. Для примера скажу, что в прошлом году в Соединённых Штатах Америки эта процедура в среднем занимала почти 14 месяцев, в Японии – одиннадцать, а у наших друзей в Китайской Народной Республике – от одного года до двух лет.
Кстати, сегодня вступает в силу закон, который даёт право регистрировать товарные знаки не только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, но и самозанятым гражданам.
Для справки скажу, что за пять месяцев текущего года российскими предпринимателями подано более 43 тысяч заявок на регистрацию товарных знаков. Это на 35 процентов больше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Причём постоянно растёт и число регистраций отечественных брендов, и оборот прав на товарные знаки, а это значит, что они становятся всё более ценными активами. Нужно, чтобы отечественные предприниматели учились более эффективно их капитализировать, извлекать из этого дополнительную прибыль.
Дорогие друзья!
Уже говорил, что на протяжении долгого времени крупные зарубежные компании, по сути, вытесняли нашу отечественную продукцию, причём далеко не всегда за счёт качества и цены, а за счёт агрессивной рекламы и за счёт, конечно, субсидирования тех товаров, которые они у себя дома производили, а там по некоторым направлениям субсидирование просто сумасшедшее.
ВТО этого, как правило, не замечает или замечает, но сделать ничего не может, потому что наши зарубежные коллеги, особенно в Европе, очень хорошо научились обходить все эти требования ВТО.
И в рекламу вкладывали, конечно, гигантские ресурсы. Даже свой уход из нашей страны некоторые превратили в громкую пиар-акцию. Не знаю, поможет пиар-акция в их бизнесе или нет – сомневаюсь, вряд ли.
Как уже говорил и говорил не раз, из-за санкций, из-за ухода западных компаний мир не рухнул. Наоборот, более того: кратно расширились возможности для российских предпринимателей. Они активно занимают освободившиеся ниши на рынке, осваивают новые, в том числе экспортные направления. В результате вся экономика двигается вперёд.
Назову несколько показателей, я вчера об этом, будучи в Дагестане, говорил, но здесь не грех и повторить: ВВП России в мае – за год, от мая к маю – вырос на 5,4 процента. Это достойный показатель. А что касается обрабатывающей промышленности, то там рост измеряется двузначными цифрами – 12,8 процента. Обрабатывающая промышленность подросла, здорово. Это не только за счёт оборонки, не только, у нас и смежные отрасли подрастают. И это на фоне самой низкой за всю новейшую историю безработицы и низкой инфляции. Это хорошая работа, это хороший результат.
Сейчас нужно предложить такие инструменты поддержки, чтобы отечественные компании продавали свои товары с большей эффективностью, научились доносить до потребителя, как говорят специалисты, свою миссию, ценность своего товара и услуги. И чтобы их покупка несла положительные эмоции кроме этого для человека. Хотел бы в этой связи подчеркнуть: это вопрос не только развития бизнеса – это качество жизни людей и, естественно, возникающая гордость за продукцию, сделанную в России.
Наши друзья в Индии и Премьер-министр, большой друг России, господин Моди целую концепцию выделил несколько лет назад – «Сделано в Индии». И знаете, эффект есть, реально эффект для индийской экономики ощутимый. Не грех повторять то, что изобретено, если и не нами, нашими друзьями и хорошо работает.
Безусловно, нужно думать о том, чтобы товары становились более удобными, функциональными, с современным обликом и характеристиками. И потому важным ресурсом развития отечественного бизнеса должен стать промышленный, продуктовый дизайн. В конце мая говорили об этом на встрече с представителями креативной индустрии и обязательно подумаем, что здесь можно дополнительно сделать.
Отмечу также, что мы им же говорили, что ниша освободилась колоссальная, надо занимать её, занимать, занимать: два миллиона квадратных метров и два триллиона рублей, ниша какая – работай не хочу. Смотрю, действительно появляются очень интересные, хорошие вещи, просто любо-дорого посмотреть и, надеюсь, не только посмотреть, но и надеть и попользоваться.
Отмечу также, что свои возможности для продвижения отечественных брендов уже задействуют крупные торговые сети, ведущие интернет-площадки. Не случайно в ходе этого конкурса многие крупные компании поддержали этот конкурс. Это не случайно: не потому, что они такие добренькие или у них лишние деньги, нет, – просто вы им нужны, нужны. И нужно оправдать это, так скажем, бизнес-доверие и быстро заполнять все эти ниши и, естественно, полки. Но у нас, слава богу, и нет пустых полок, а на это некоторые очень надеялись.
Рассказали также, что Первый канал, который оказывает информационное сопровождение конкурсу брендов, запускает большой телевизионный проект «Наше всё». И, безусловно, это правильный подход. Надеюсь, что такая синергия будет и со средствами массовой информации.
Считаю, что нам необходима целенаправленная политика всемерного продвижения отечественных брендов, причём на всех уровнях: и в средствах массовой информации, прежде всего государственных, и в социальных сетях да и новых медиа.
И конечно, свои программы продвижения местных торговых марок должны быть у каждого региона. Хочу, чтобы меня сейчас услышали мои коллеги в регионах Российской Федерации. Это не ерунда какая-то – это очень важное направление совместной работы. Ведь именно в городах, населённых пунктах начинается путь небольших предприятий, локальных брендов, начинается путь к общероссийской известности, к проектам федерального и, надеюсь, международного масштаба.
Пользуясь возможностью, хотел бы поблагодарить губернаторов Новгородской и Псковской областей, Республики Удмуртия, Камчатского края, многих других наших регионов, которые помогают в продвижении продукции местных предприятий, работают в диалоге с предпринимателями, видят мощный ресурс долгосрочного развития территории в поддержке активных, социально ориентированных людей.
Дорогие друзья!
В том, что поддержка регионов имеет ключевое значение, мы не раз убеждались в ходе реализации предпринимательских, общественных и, конечно, социальных инициатив.
Напомню, на прошлом форуме мы обсуждали проект из Орловской области по созданию семейных многофункциональных центров. Сегодня они работают в 21 регионе, помогают семьям с детьми решать важные повседневные вопросы, причём быстро – с помощью электронных сервисов, в онлайн-режиме.
Конечно, успешных проектов, реализованных благодаря вашему форуму, гораздо больше, чем я могу сейчас упомянуть. Думаю, что и на выставке далеко не все представлены. Они уникальные, самобытные, доказывают свою эффективность в реальной жизни, что называется, на земле. Надеюсь, что люди уже этим пользуются и эта практика будет расширяться.
В этой связи хотел бы поблагодарить всех, кто помогает лучшим идеям набрать силу, а это: Агентство стратегических инициатив (аплодисменты) – бурные продолжительные аплодисменты, я поддерживаю, «ВЭБ.РФ», «Росконгресс», руководители регионов – некоторых здесь вижу. Так что поблагодарим всех участников этого процесса.
Это и коллеги из министерств и ведомств, которые оказывают реальную поддержку общественным и деловым инициативам, снимают разного рода административные барьеры, правда, снимают, по-моему, уже десятилетия. Получается кое-что – все вопросы пока не решены, но двигаются в правильном направлении.
И при вашей поддержке, говорю без преувеличения, именно при вашей поддержке эта работа должна и может быть продолжена, причём самым эффективным образом. Потому что обратная связь – всё-таки у Правительства есть обратная связь с бизнесом, нужно обязательно, чтобы такая живинка сохранялась. Потому что вы чувствуете, где проблемы, вы чувствуете, где заторы какие-то, и нужно обязательно, в том числе и через «ВЭБ.РФ», и через Агентство стратегических инициатив, подавать эти сигналы и предложения: как уйти от того, что мешает развитию, мешает двигаться вперёд лучшими темпами, чем это есть сегодня.
Рассчитываю, что механизмы отбора и осуществления гражданских проектов будут и дальше совершенствоваться. И авторы идей, с которыми мы сейчас знакомились и которых мы сейчас, может быть, ещё послушаем, получат необходимую поддержку на всех уровнях.
Прошу участников, у нас ещё есть несколько минут, рассказать о ваших идеях и ваших проектах – с удовольствием послушаю, и если смогу чем-то вам помочь, я в вашем распоряжении.
Спасибо большое.