«ДНЯО продолжает сохранять свою значимость как один из важнейших механизмов, обеспечивающих международную безопасность и стабильность. Безусловно, существуют определенные риски для его успешной реализации, но не следует их преувеличивать»,- об этом в интервью ТАСС сообщил замминистра иностранных дел РФ С. Рябков.
«Эти риски, на наш взгляд, обусловлены главным образом тем, что ряд стран, в основном западных, рассматривают Договор в качестве инструмента для продвижения собственных политических интересов, которые не имеют отношения к укреплению режима нераспространения. США и их союзники пытаются использовать ДНЯО с целью навязывания своей картины глобального мироустройства и реализации своих амбиций.
Мы видим, как под предлогом укрепления режима ядерного нераспространения реализуется стратегия оказания давления на государства, проводящие независимый курс в международных делах. Для Запада Договор зачастую становится поводом для дискриминации отдельных неядерных стран, претендующих на гарантированную его положениями реализацию права на использование атомной энергии и атомных технологий в мирных целях.
Появляются предвзятые обвинения в отношении государств-участников ДНЯО, сочиняются надуманные «страновые» досье, которые долгие годы обсуждаются на площадках ДНЯО и МАГАТЭ. Примером тому могут служить действия западных стран в отношении Сирии и Ирана.
Вся эта ситуация, продиктованная подобным ущемлением прав и неравным доступом к благам мирного атома, привела к ужесточению позиций неядерных стран. Среди радикально настроенных критиков, требующих ускоренного разоружения, есть и страны-члены «ядерного альянса» НАТО, на территории которых размещены арсеналы с американским ядерным оружием и чьи вооруженные силы привлекаются Вашингтоном к проведению т.н. совместных ядерных миссий в рамках альянса. Они пытаются оказать давление на Россию и Китай с целью гарантированного обеспечения господства стран НАТО и их союзников во всех видах вооружений, включая ядерные».
С. Рябков также отметил, что в отличие от мер, предпринятых в рамках российско-белорусского взаимодействия, ядерные вооружения США развёрнуты за тысячи километров от американской территории так, чтобы они могли оперативно поражать цели в России.
«На фоне резкого обострения угроз нашей безопасности в результате разжигания Западом украинского кризиса и провозглашённого курса на нанесение России «стратегического поражения» данный фактор приобрёл особое значение, потребовал соответствующей реакции, включая военно-технические меры реагирования.
Шаги, предпринятые нами в рамках единого оборонного пространства Союзного государства, носят вынужденный характер. При этом они не выходят за рамки наших международных обязательств, в том числе по ДНЯО. Необходимо в очередной раз подчеркнуть: контроль над российским ядерным оружием не передаётся».