Владимир Путин и Сергей Собянин открыли третий диаметр наземного метро Москвы.
Благодаря открытию МЦД-3 наземное метро стало доступно для более чем трех миллионов человек, улучшится транспортное обслуживание свыше 20 районов Москвы, жители Зеленограда, Химок, Раменского, Люберец и Жуковского смогут быстрее добираться до центра столицы.
Московские центральные диаметры – новый вид городского транспорта, объединяющий формат пригородных электричек и столичного метро. Является совместным проектом Минтранса России, Правительства Москвы, Правительства Московской области и ОАО «РЖД».
В запуске МЦД-3 приняли участие Президент России Владимир Путин, Мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Московской области Андрей Воробьев и генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров.
«Прежде всего, хотел бы поздравить Москву, команду Сергея Семеновича с реализацией еще одного мощного проекта, который, безусловно, очень востребован москвичами. Ну и всеми, кто приезжает в город, работает в городе в ежедневном режиме, живет в ближайшем пригороде. Что говорить. Это, казалось бы, не такой протяженный маршрут, но востребованный, безусловно, сотнями тысяч людей. Я думаю, что там счет пойдет в конце концов на миллион. Первое.
Второе. Конечно, проект скоростной железной дороги на первом этапе между Москвой и Петербургом обсуждается нами давно, но мне кажется, что сейчас мы действительно подошли к возможности его реализации. Мы долго со всех точек зрения обсуждали эту проблему: и с экономической, с финансовой, с чисто транспортной. Действительно, если построить новую магистраль для передвижения пассажиров, то тогда, как я понял Олега Валентиновича [Белозёрова], освобождается действующая [магистраль] для передвижения грузов, и скорость передвижения грузов, что чрезвычайно важно для экономики страны в целом, существенным образом увеличится.
Что касается передвижения пассажиров, то, конечно, скорость движения возрастёт существенным образом, и время в пути для пассажиров уменьшится с сегодняшних четырёх ноль пять до двух часов пятнадцати минут между Санкт-Петербургом и Москвой, между Тверью и Москвой это будет уже 39 минут, а между Великим Новгородом и Санкт-Петербургом – 29 минут вместо сегодняшних трёх часов десяти минут. Но это, безусловно, должен быть только первый этап этой работы», — отметил Владимир Путин.
Сергей Собянин назвал открытие МЦД-3 историческим событием. По его словам, новый диаметр объединит северо-запад и юго-восток Москвы и Московской области.
«Для этого, конечно, была проделана колоссальная работа вместе с “Российскими железными дорогами”, с Московской областью при поддержке Правительства Российской Федерации и при вашем непосредственном контроле за этим большим проектом. Пассажиропоток увеличится в 1,7 раза, пассажирских мест в два раза будет больше, сократится в 1,5 раза интервал движения, и стоимость поездок снизится до 3,5 раза», — отметил Мэр Москвы.
По словам Андрея Воробьева, сейчас вдоль МЦД-3 в Московской области живет один миллион человек, а в ближайшей перспективе людей здесь станет в два раза больше благодаря проектам программы реновации старого жилья. «Каждое открытие МЦД — это большое событие, потому что качество поездки, возвращения домой совершенно другое. 180 рублей и 65, которые сегодня человек платит, — это огромная разница. И самое главное, что МЦД предполагает не только современный подвижной состав, но и всю инфраструктуру благоустройства: парковочное пространство для огромного количества подмосковных городов меняется», — подчеркнул губернатор Московской области.
Олег Белозеров поблагодарил Владимира Путина за поддержку железнодорожного транспорта и проекта Центрального транспортного узла. «Для железных дорог это новая жизнь. Историческая справка: все входы в Москву были построены либо в конце XIX века, либо в начале XX века. Самый последний значимый объект был построен в 1908 году — это малая кольцевая железнодорожная структура. 100 лет к железной дороге в Москве активно никто не подступался», — рассказал глава ОАО «РЖД». Самым трудным участком нового диаметра он назвал тот, что прошел по центру города. Работа в стесненных условиях была не такой большой по объему, но очень трудоемкой.
Сегодня, когда эта работа завершена, поезда на МЦД-3 войдут в график в течение трех часов с момента запуска движения. Они будут следовать каждые пять с половиной минут, добавил Олег Белозеров.
Во время церемонии Сергей Собянин доложил Владимиру Путину о планах по развитию пассажирских перевозок не только в Москве, но и на всем Центральном транспортном узле. Они включают строительство пятого Московского центрального диаметра (МЦД-5) «Ярославско-Павелецкий», развитие и модернизацию железнодорожных пассажирских перевозок между Москвой и крупнейшими областными центрами ближайших городов, а также создание системы высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ).
МЦД-3, связавший Зеленоград и подмосковный город Раменское, представляет собой новый сквозной маршрут, который проходит через всю столицу. Ранее такого не было, а для поездки с юго-востока на северо-запад москвичи должны были сделать пересадку с Казанского на Ленинградский вокзал либо на метро.
Среди преимуществ нового диаметра:
— рост числа пассажирских мест более чем в два раза — с 0,9 до 1,9 миллиона в сутки, при этом даже в часы пик в вагонах станет просторнее;
— сокращение интервала движения поездов в 1,5 раза (до 5,5 минуты в час пик), а также отмена дневных перерывов;
— снижение стоимости поездок до 3,5 раза. Например, благодаря введению тарифа МЦД и бесплатной пересадке на метро поездка от станции Ипподром (Раменское) до станции метро «Петровско-Разумовская» обойдется в 65 рублей вместо 230;
— реконструкция станции Крюково в Зеленограде, после чего она станет современным московским городским вокзалом Зеленоград — Крюково. С 18 августа в Зеленограде начнут останавливаться «Сапсаны», следующие по маршруту Москва — Санкт-Петербург. Здесь также будут останавливаться поезда высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург — Москва. «Зеленоград — это, по сути, вход высокоскоростной магистрали на Санкт-Петербург. Построен вокзал, который будет работать и на МЦД-3, и на будущую ВСМ», — сказал Мэр Москвы.
По оценкам, число пассажиров МЦД-3 к 2030 году достигнет примерно 577 тысяч человек в сутки, что в 1,7 раза больше, чем на Казанском и Ленинградском направлениях сейчас. Почти у 3,5 миллиона горожан теперь есть наземное метро в шаговой доступности. Открытие МЦД-3 улучшило транспортное обслуживание свыше 20 районов Москвы, в числе которых Вешняки, Нижегородский, Лефортово, Ховрино и Останкинский. Жители Зеленограда, Химок, Раменского, Люберец и Жуковского смогут быстрее добираться до центра столицы.
Помимо этого, МЦД-3 связывает крупнейшие предприятия Московского региона — промышленный кластер Зеленограда, кластер авиастроения в Люберцах и другие.
В результате запуска нового диаметра за счет перераспределения пассажиропотока будут разгружены на 15 процентов участки Люблинско-Дмитровской, Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий метро. Уменьшится и число автомобилей на вылетных магистралях города, включая Ленинградское, Новорязанское, Новоегорьевское, Егорьевское и Косинское шоссе, Волгоградский и Октябрьский проспекты. Там станет на 6,9 тысячи автомобилей меньше, а количество вредных выбросов в атмосферу снизится до 36 тысяч тонн в год.
Общая протяженность новой линии наземного метро МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» составляет 85 километров. Сегодня работают 38 станций, позже откроются еще три — Малино, Рижская и Митьково. Благодаря этому москвичи смогут сделать 21 пересадку на метро, в том числе на Большую кольцевую линию метрополитена, Московское центральное кольцо (МЦК) и другие диаметры.
Кроме того, появились новые прямые маршруты. Например, без пересадок можно доехать из Зеленограда до станции «Электрозаводская» и от Лихобор до станции «Авиамоторная». Путь от «Петровско-Разумовской» до «Электрозаводской» стал быстрее на 20 минут, а от Останкина до «Электрозаводской» — на 16.
Для того чтобы соединить Казанское и Ленинградское направления, ОАО «РЖД» и Правительство Москвы проделали большой объем работ. Инфраструктура центрального участка МЦД-3 была фактически создана с нуля, ранее из-за сложности на подобное не решались.
В частности, были заново построены Митьковская соединительная ветвь, включающая тоннель длиной 400 метров (без учета подпорных стен), а также несколько других крупных искусственных сооружений и объектов инфраструктуры. В их числе современный городской вокзал Зеленоград — Крюково, соответствующий стандартам московского транспорта, Русаковский путепровод, Николаевский путепровод через пути Ярославского направления на станции Николаевка, развязка в Малине, парки для экипировки и отстоя поездов в Раменском и Зеленограде вместимостью 32 состава и длиной путей 12,4 километра.
МЦД-3 состоит из 38 станций, две из которых — Зеленоград — Крюково и Ховрино — являются полноценными московскими городскими вокзалами.
На станциях Казанского направления провели комплексный капитальный ремонт и благоустройство. Там заменили покрытия платформ, обновили лестничные спуски, ограждения, кассовые павильоны и другое. На станциях установили более восьми тысяч навигационных элементов (наименований станций, указателей), а также внедрили новые стандарты аудиоинформирования пассажиров.
Еще три станции — Малино, Рижская и Митьково — строятся. В 2026 году стандарт московского городского вокзала планируется внедрить на 21 станцию МЦД-3. Таким образом, на третьем диаметре будет 23 вокзала.
Перевозить пассажиров Ленинградского и Казанского направлений будут 122 поезда. Более 70 процентов подвижного состава — новые «Иволга», «Ласточка» и ЭП2Д. При этом на диаметральном маршруте МЦД-3 будут только новые вагоны.
В 2024 году оставшиеся 30 процентов устаревших составов заменят на современные модели. Таким образом, как на МЦД-3, так и на маршрутах дальних пригородных зон будут курсировать новые поезда.
Тарифы и билеты
На МЦД-3 действует единая тарифная система наземного метро. Оплата проезда осуществляется по карте «Тройка» и другими привычными для пассажиров способами.
Как на МЦД-1 и МЦД-2, на маршрутах МЦД-3 предусмотрены три тарифные зоны:
— «Центральная», в которую входят станции от Ховрина до Ухтомской, а также Ленинградский и Казанский вокзалы, стоимость разовой поездки по билету «Кошелек» карты «Тройка» — 50 рублей;
— «Пригород» — станции от Зеленограда до Левобережной и от Ипподрома до Люберец, стоимость разовой поездки — 65 рублей;
— «Дальняя» — станции от Клина до Алабушева и от 88-го километра до Совхоза, стоимость разовой поездки — 65 рублей плюс 30 рублей за каждую зону за пределами «Пригорода».
При этом при поездке по карте «Тройка» доступна бесплатная пересадка в течение 90 минут на метро, МЦК и между диаметрами. Таким образом, для пассажиров зоны «Центральная» стоимость поездок будет на уровне метро.
Для пассажиров зоны «Пригород», куда входят Зеленоград, Химки и Раменское, стоимость поездок снизится еще больше. Раньше они платили до 180 рублей за одну поездку на железнодорожном транспорте и 50 рублей за метро. После запуска МЦД-3 они будут тратить 65 рублей, включая поездку на метро или МЦК. Максимальное снижение цены составит до 3,5 раза за одну поездку.
Жители Зеленограда сэкономят 67 тысяч рублей в год, а жители Москвы в зоне «Центральная» — до 23 тысяч.