Каро Алабян – выдающийся мастер архитектуры Страны Советов, создатель монументальных памятников советской эпохи.
На формирование представления Каро Алабяна о том, какой должна быть архитектура в новом, социалистическом государстве, огромное влияние оказали Армения с ее вековыми архитектурными традициями, учеба в семинарии Нерсесян, участие в революционных событиях в Тифлисе в 1917 году.
Каро Алабян родился в деревне под Елизаветполем в семье небогатого купца. Отец умер рано. Мать зарабатывала на жизнь шитьем и стиркой белья. После смерти кормильца семья перебралась в Тифлис, где Каро поступил в семинарию Нерсесян, обучение в которой было бесплатным. Армянская семинария в Тифлисе имела хорошую репутацию. Из ее стен вышли многие известные деятели армянского просвещения: философы, историки, политики, литераторы, художники, музыканты. Наряду с духовными предметами изучались общеобразовательные дисциплины, иностранные языки, история, география, педагогика.
Замечательные способности Алабяна проявились уже в семинарии. Он занимался лепкой, рисованием, учился искусству вокала у знаменитого профессора консерватории Н. Воль-Левицкого и мог стать певцом, если бы не революционные события в России, которые охватили и Закавказье. В семинарии началась дружба Алабяна с Анастасом Микояном, которой оба оставались верны всю жизнь.
Социалистическую революцию 1917 года Каро Алабян встретил с воодушевлением. В 1918–1919 годах он редактировал революционные газеты. Выпустил серию иллюстраций к произведениям Егише Чаренца. В 1920-м Алабян был назначен ответственным секретарем Кубано-Черноморского обкома КП (б), в 1921 году вступил в боевой отряд для борьбы с дашнаками.
В 1923 году ЦК Компартии Армении направляет Каро Алабяна учиться в Москву, где он поступает на архитектурное отделение Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Стройный молодой человек с красивой волнистой шевелюрой, выразительными светлыми глазами, густыми ресницами, сросшимися у переносицы бровями, с глубоким тембром голоса, в длинном полушубке из черных козьих шкур мехом вверх сразу привлек внимание сокурсников и быстро стал центром притяжения, душой студенческого общества. «В характере Алабяна была еще одна привлекательная черта, – вспоминал скульптор В.И. Ингал. – В нем жила вера в товарищей, в их силы и преданность делу». Но тогда еще никто не мог предположить, что студент ВХУТЕМАСа Каро Алабян станет символической фигурой советской архитектуры 1930–1950-х годов.
Высшие художественно-технические мастерские являлись своего рода лабораторией творческого поиска нового языка искусства ХХ века. Алабян выбрал мастерскую Н.А. Ладовского. В основе разработанной Ладовским системы подготовки архитекторов лежал макетный метод эскизирования. Студенты сначала выполняли проект здания в макете, а уже затем в чертеже. Это помогало развивать фантазию, видение пространства. Алабян становится убежденным сторонником новаторских поисков и новых технологий в архитектуре.
В 1925 году при содействии наркома просвещения А.В. Луначарского Каро Алабян организовал поездку 27 учащихся ВХУТЕМАСа на Международную выставку декоративных искусств и художественной промышленности в Париже. Парижская выставка оказала большое влияние на последующее творчество студентов. Алабян и его единомышленники принялись искать фундаментальные основы нового стиля вне течений авангарда. Алабян становится лидером Всесоюзного объединения пролетарских архитекторов, созданного в 1929 году. В своей декларации его члены заявляли: «Мы – за овладение культурой прошлого, за изучение ее не для подражания и механического копирования, а за критическое использование исторического опыта».
Первые самостоятельные работы Каро Алабяна, осуществленные им совместно с Г. Кочаром и М. Мазманяном в Ереване – «Шахматный дом», здание Клуба строителей, Армгосстрах, – свидетельствуют о сближении разных творческих течений и усилении тенденции к формированию общей стилевой модели, ставшей аналогом западного стиля ар-деко и получившей развитие в проектах архитектора 1930–1940-х годов.
В 1931 году Алабян возвращается в Москву. Работает в Комакадемии, затем в мастерской приверженца классической традиции академика И.В. Жолтовского. В 1933 году в Москве создается Всесоюзная академия архитектуры с институтом аспирантуры и факультетом архитектурного усовершенствования. И Алабян решает поступать в академию. Учеба в академии раскрывает его многогранный талант. В 1930 году он избирается академиком и вице-президентом Всесоюзной академии архитектуры.
В 1930-е годы Алабян активно работает как практикующий архитектор. Выполняет конкурсные проекты Дома промышленности и Дома культуры Пролетарского района Москвы, ряд проектов для городов СССР. В эти годы начинается плодотворное творческое сотрудничество Алабяна и архитектора В. Симбирцева. Вместе они работают над проектами реконструкции улицы Малая Дмитровка, площади Пушкина, кинотеатра в Ереване.
27 апреля 2021 года вблизи жилого дом № 2 по Малому Песчаному переулку, расположенному на пересечении улицы Алабяна в Москве, состоялась церемония открытия памятника Каро Алабяну. Памятник выдающемуся советскому и армянскому архитектору – подарок городу от Посольства Республики Армения в Российской Федерации, которое является инициатором установления сооружения с целью увековечения памяти и ознаменования архитектурно-культурного наследия Алабяна. Памятник установлен при содействии Правительства Москвы, распоряжением мэра г. Москвы С.С. Собянина (от 20 февраля 2020г.). Автором памятника К. С. Алабяну является народный художник РФ, прославленный скульптор Георгий Франгулян.
В 1931 году Алабян и Симбирцев выиграли конкурс на проект Центрального театра Красной армии (ЦТКА). Через три года проект был принят к осуществлению. Авторы возглавили специально созданную мастерскую по проектированию нового театра. Алабян становится главным архитектором строительства. Зданию ЦТКА надлежало выразить идею защиты Отечества, при этом особое внимание следовало уделить решениям сценического пространства и зрительных залов, чтобы создать условия для постановки как камерных спектаклей, так и спектаклей с массовыми батальными сценами.
Для Алабяна здание ЦТКА стало программным произведением. В этой работе ему удалось наиболее полно раскрыться как зодчему нового периода отечественной архитектуры, отразить важнейшие черты современной эстетики: эмоциональную выразительность формы, виртуозное владение языком неоклассики.
Стремясь новыми архитектурными средствами возвеличить и прославить армию как надежного защитника страны, зодчие выбрали центрическую композицию, в основе которой лежал план в виде пятиконечной звезды – символ Красной армии и государства. Авторы проекта отмечали: «Новое здание Центрального театра Красной армии должно, помимо своего прямого назначения, стать архитектурным памятником Красной армии. Требовалось найти архитектурный образ театра, отлитый в форму, органически связанную с армией, и, когда появилась идея в основу композиции Центрального театра Красной армии положить пятиконечную армейскую звезду, решение было найдено».
Вместе с тем авторы проекта понимали, что здание – это не только театр-памятник Красной армии, но и композиционный центр площади Коммуны, и это определило необходимость ее перепланировки. В 1935 году был принят план реконструкции Москвы, в котором Каро Алабян принял активное участие. Здание Центрального театра Красной армии (ныне Центрального академического театра Российской армии) – памятник архитектуры, выразивший свое время в сочетании геометричности и пластики, традиции и новизны.
Другой программной работой этого периода творчества Каро Алабяна становится проект Дворца Советов, выполненный группой архитекторов во главе с ним. «Вся красота новой эпохи должна быть выражена в энергии или в формах машин, служащих каналами, через которые действует энергия», – считал Алабян. Его представлениям отвечал проект Дворца Советов в виде корабля с тремя башнями, символизирующими мировое революционное движение, диктатуру пролетариата и социализм.
В 1938 году Алабян проектирует павильон Армении для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ, будущая ВДНХ). Образ Армении был представлен в павильоне в виде трехнефной базилики. Все в здании напоминало древние армянские храмы: пятипролетная аркада, пластика деталей, мотив перспективного портала в оформлении окон и главного входа, использование колористических средств в решении фасада. «Удивительно, как наши предки умели найти масштаб, силуэт, место, слить архитектуру с прекрасной окружающей природой, – говорил Алабян. – Это мастерство, которым нужно владеть».
При участии Н. Гришина и В. Скаржинского Каро Алабян проектирует и строит павильон СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году, за который архитектор был удостоен звания «Почетный гражданин Нью-Йорка».
Впечатления от нью-йоркской выставки и стиля ар-деко отразились в проекте здания комбината «Известия» на площади Киевского вокзала 1940 года, в котором использовалась тема стрельчатой арки, характерного элемента многих древних армянских храмов.
Во время Великой Отечественной войны Алабян оставался в Москве и руководил работой Центральной проектно-маскировочной мастерской. В 1943 году возглавил мастерскую при Академии архитектуры СССР по разработке проектов реконструкции разрушенных городов. Эскизы к конкурсному проекту Алабяна по восстановлению улицы Крещатик в Киеве хранятся в Ереванском музее архитектуры, а в фондах Государственного научно-исследовательского музея им. А.В. Щусева, где собраны практически все работы Алабяна, – его проект реконструкции Сталинграда.
Лидер по натуре, Алабян всегда был в центре культурных событий. Он успевал все: работать на посту вице-президента Академии архитектуры, участвовать в организации Союза архитекторов СССР, обустройства дома отдыха архитекторов в имении Голицыных Суханово, организовывать поездки советских архитекторов на XIII Международный конгресс архитекторов в Риме в 1935 году и по странам Европы для выполнения обмеров и зарисовок памятников мировой архитектуры. В этой поездке Алабян много фотографировал, изучал западный опыт новейших технических достижений и собрал целую коллекцию строительных и отделочных материалов.
В 1946 году Алабян вместе с группой архитекторов консультирует румынских коллег по проектам реконструкции городов Бухареста, Плоешти и Констанцы. В 1947 году участвует в заседании организационной комиссии по созданию Международного союза архитекторов, а в 1948-м – в его первом учредительном конгрессе.
В этот период творческий почерк Алабяна приобретает отточенность и элегантность. Он работает над крупными проектами, в том числе проектом кафе «Арарат» на Неглинной улице, наземного вестибюля и перронного зала станции метро «Краснопресненская», который, как и многие его работы, к большому сожалению, не был реализован.
Одним из последних реализованных проектов Алабяна стал проект Морского вокзала в Сочи. Эта работа, в которой наиболее полно проявился творческий почерк Мастера, предвосхитила современную архитектуру постмодерна. Курорту необходимо было иметь морские ворота. И Морской вокзал рассматривался как важный градообразующий объект, которому надлежало органично включиться в существующую архитектурную ткань Сочи, сохранив при этом особенности приморского сооружения. Порт и Морской вокзал возводили по прямому указанию И.В. Сталина.
Проектирование Морского вокзала началось в 1948–1949 годах. Алабян выполнил конкурсный проект, а в 1950–1951 годах был подготовлен его окончательный вариант. Строительство было завершено в 1955 году. Морской вокзал стал доминантным в береговой части города. Компактная и четкая композиция включает центральную многоярусную башню, увенчанную шпилем, главный корпус с выходящим в море пирсом, галереи террасы, подчеркивающие южный характер постройки. Тонкий завершающий композицию шпиль является одновременно вертикальным ориентиром для приходящих в порт судов. В проекте Морского вокзала в Сочи Алабян смог осуществить идею синтеза искусств, к которой стремился еще во время строительства Центрального театра Красной армии.
Каро Алабян умел ценить талант тех, с кем ему приходилось работать. Скульптор В.И. Ингал вспоминал: «В 1953 году Каро Семенович, проектируя Морской вокзал в Сочи, остановил свой выбор на мне. Каро Семенович обнаружил необычайный для меня подход к совместной работе. …Не было ни указаний по поводу стиля, ни ссылок на уже существующие работы и приемы, ни карандашных набросков. Каро Семенович говорил о расположении здания, о применяемых в строительстве материалах, об архитектурном образе сооружения, о роли, которую призвана играть в нем скульптура, о впечатлении, которое она должна производить на зрителя, о желании добиться подлинного синтеза пространственных искусств. Все это звучало в сопровождении свойственной Каро Семеновичу пластичной жестикуляции так интересно и вдохновенно, что уже во время беседы мне начинало казаться, что я «вижу» и здание, и скульптуру на нем, что я нашел уже композиционный прием, и мне раскрылся даже характер фигур».
Преданность профессии, организаторские способности, вера в товарищей и дружбу позволили архитектору пройти трудный путь и заслужить репутацию блестящего профессионала и достойного человека. В архивах сохранились многочисленные письма Каро Алабяна в защиту несправедливо осужденных и сосланных в лагеря коллег, знакомых и даже незнакомых людей. Самого его после конфликта с Берией спас верный друг А.И. Микоян. Он вызвал Алабяна к себе на дачу и вручил билет на самолет до Еревана с вылетом на следующий день. Алабяну было предписано организовать работу «по поднятию национальных архитектурных кадров».
Через год Алабян смог вернуться в Москву. Он был назначен руководителем архитектурной мастерской Моспроекта, которая занималась застройкой Ленинградского проспекта. Алабян совместно с другими коллегами проектирует здание института Гидропроект. Этот проект стал последней данью ар-деко и, к сожалению, так и не был реализован.
После завершения работы над проектом Гидропроекта Алабян приступил к другой большой работе – проектированию и строительству корпусов Высшей партийной школы. Задача состояла не только в технической и стилистической сложности внедрения зданий в уже имевшийся архитектурный комплекс. Надо было найти точный образ заданной темы.
Обращаясь вновь к неоклассике, Алабян выбрал безошибочное решение. Строгий и «закрытый» образ здания отвечал его назначению – подготовка руководящих кадров для партии и средств массовой информации. В 1953–1954 годах был построен учебный корпус, который полностью соответствовал главной теме сооружения и эстетике общественного здания 50-х годов ХХ века.
В 1957 году Каро Алабян вновь обращается к теме Дворца Советов и совместно с В. Лебедевым выполняет два варианта проекта: на Охотном Ряду и на Ленинских горах. Но тема Дворца Советов перестает быть актуальной. В 1958 году Алабян также вместе с Лебедевым выполняют конкурсный проект павильона СССР на Всемирной выставке в Брюсселе – легкий прозрачный пирамидальный павильон, в позднее время подсвечивающийся изнутри. Эта работа стала последней в жизни Мастера.
Каро Алабяна не стало 5 января 1959 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле установлен памятник, выполненный скульптором Н. Никогосяном: большой камень полированного серого гранита, привезенный из Армении, на котором тонко высечен профиль архитектора. В память о Каро Алабяне 7 августа 1959 года была названа одна из улиц Москвы.
Каро Алабян был женат на одной из самых красивых и известных советских актрис Людмиле Целиковской, с которой познакомился в доме своего давнего друга, режиссера Театра им. Евгения Вахтангова Рубена Симонова. В 1924 году Симонов и Алабян вместе работали над спектаклем по пьесе А. Пароняна «Дядя Багдасар» и сохранили дружбу на всю жизнь.
По материалам книги «Алабян. Великие архитекторы»