В театре имени Наталии Сац в рамках проекта “RE-конструкция” состоялась российская примера оперы В. Браунфельса “Птицы” в постановке музыкального руководителя и дирижера Артема Макарова и режиссера Георгия Исаакяна.
“Исполнением оперы Вальтера Браунфельса “Птицы” по пьесе Аристофана наш театр продолжает ту линию в проекте “RE-конструкция”, которая касается полузабытых, малоисполняемых или вовсе не звучавших в России партитур, – рассказывает автор идеи, перевода и режиссер «Птиц» Георгий Исаакян. – В самом начале «RE-Конструкции» огромным открытием и для музыкальной, и для театральной общественности стала опера «Нуш-Нуши» Пауля Хиндемита, относящаяся примерно к тому же временному периоду, что и партитура Браунфельса, которая является редкой гостьей даже на мировых сценах. Как и «Нуш-Нуши», эта опера относится к категории затерявшихся жемчужин. Меня в принципе удивляет то совсем небольшое количество опер, которое посвящено птицам, потому что мы, дирижеры, режиссеры, между собой называем певцов птички «птички божьи ”, и, собственно, суть нашего искусства — это божественные голоса. В какой-то момент мне стало интересно, сколько вообще в мире есть опер, так или иначе написанных на тему птичьих голосов, — и их оказалось совсем немного, меньше десятка. Среди них и обнаруживалась великолепная партитура Браунфельса. В партитуре есть цельные хоровые, сольные куски, когда возникает ощущение, что ты в соборе присутствуешь при неком богослужении».

Опера “Птицы”, которая впервые ставится в России, стала одним из знаковых и самых известных произведений немецкого композитора Вальтера Браунфельса, чья биография драматически была поделена нацизмом на “до и после”.
Главные герои произведения птицы, которые задумали создать своё царство. Есть ли в нем место людям, и как относится к этому Зевс? Оперу Вальтер Браунфельс начал писать еще в 1913 году. Но потом началась Мировая война, и в 1915 году его призвали в армию. К началу войны он написал примерно две трети, что-то было сделано в короткие перерывы во время войны, и впервом послевоенном 1919 году опера была дописана. Постановка с большим успехом шла в Берлине, Мюнхене, Вене и Штутгарте. Все изменилось с приходом к власти нацистов. Немецкого композитора уволили со всех государственных должностей, а его музыка оказалась под запретом.

«Птицы» Вальтера Браунфельса – это подарок от Георгия Исаакяна и для меня, и для труппы, и для зрителя. И о самом композиторе, и о произведении известно крайне мало. Между тем, композитор этот очень интересен. Его творчество относится к эпохе немецкого экспрессионизма, его современниками были Рихард Штраус, Эрих Вольфганг Корнгольд, его старшим современником был Рихард Вагнер, и в музыке Браунфельса слышно их влияние. Все они близки по стилю. Музыка Браунфельса очень выразительна и красива, насыщена эмоциями и отличается богатой инструментовкой. Для театра это очень непростая работа, но все с воодушевлением принялись за нее и, мне кажется, артисты получают удовольствие от репетиций и прежде всего от музыки. Этого же я желаю и зрителям нашей российской премьеры», — говорит главный дирижер МГАДМТ им. Н.И. Сац Артем Макаров.