24
Октябрь

По случаю деня рождения музей Востока приглашает на бесплатное посещение.

Share
0
Comment
98 views
25 sec
NarMedia

Музею Востока 30 октября исполняется 106 лет. По многолетней традиции в День рождения Музей можно посетить бесплатно.

Праздничные мероприятия пройдут с 16.00 до 20.00.  Возле фотозоны со слоном посетителей ожидает розыгрыш сувениров от музея. Всех желающих на мастер-классах научат делать фигурку слона в технике оригами  и плести китайский узел на удачу.

В 17.00 пройдет паблик-ток (регистрация) о важности чтения мифов и эпоса для детей и подростков в партнерстве с издательством «Самокат». Здесь запустили серию книг «Картина мира». В нее входят ключевые памятники мирового эпоса. На примере «Кодзики» –  преданиях о Древней Японии,  и «Махабхараты» — впервые изданном на  русском языке пересказе великого древнеиндийского эпоса   – слушатели ответят на вопрос, почему важно опираться на древние памятники мировой литературы.

После встречи все участники отправятся на бесплатную экскурсию по залам Индии и Японии, во время которой попробуют найти отсылки из древних текстов среди экспозиции.

«Не просто так слово «слон» прозвучало в нашей праздничной программе дважды. К Дню рождения мы запустили в продажу декоративных текстильных слоников, которые сшили дети с ограниченными возможностями здоровья из благотворительного фонда «Гольфстрим». Так что, приобретая невероятно милых восточных животных, каждый покупатель сделает пожертвование», – отметил заместитель директора по развитию Владимир Аветисян.

Музей Востока был образован в 1918 году. Когда-то он был известен под названием Ars Asiatica, затем  — Музей восточных культур. Также  Музей сменил несколько адресов, пока 40 лет назад не осел в «Доме Луниных» — городской усадьбе первой четверти XIX века на Никитском бульваре. К 106-му Дню рождения ГМВ прирос филиалами: Северокавказским в Адыгее, павильоном на ВДНХ, а также двумя зданиями, в которых после ремонта расположатся Музей Рерихов и Музей Африки. 

В 2024-м Музей Востока — это более 150 тысяч экспонатов. Здесь хранится и изучается живопись, скульптура, графика и декоративно-прикладное искусство более 100 стран и народов Азии и Африки. 

Также Государственный музей Востока обладает одной из самых представительных коллекций изобразительного искусства Армении. Работы армянских мастеров, которые хронятся в запасниках Музея։

1. Башинджагян Геворк (1857–1925).  Озеро Севан ночью. 1914. Холст, масло

Первый кавказский пейзажист Башинджагян получил художественное образование в Петербурге у профессора Академии Художеств М.К. Клодта. Его кумирами были пейзажисты И. Айвазовский и А. Куинджи. При всей достоверности, созданные Башинджагяном образы величественной природой Кавказа тяготеют к романтической традиции.

На этом полотне художник мастерски воссоздает покрытую мерной рябью, серебрящуюся, подобно рыбьей чешуе, поверхность озера, уходящую к горизонту и тающую в дымке. Лодки и манящий огонь на острове только подчеркивают величавый покой Гегамского моря, как называли Севан в старину.

2. Сарьян Мартирос (1880–1972). Деревья с плодами. 1938. Холст, масло


«Природа, какой бы она ни была понятной и обыденной, каждый раз изумляет […] причудливым сплетение кажущихся случайностей и беспредельным разнообразием форм», – отмечал Марирос Сарьян. Он создал за свою долгую жизнь образы Армении, которые можно считать каноническими. Но появление программных произведений было бы невозможным без таких камерных композиций, в которых запечатлен уголок сада, обласканный теплым солнцем, садовая кухня или лужайка среди кустов. Легкими стремительными мазками тонких цветовых градаций мастер превращал непритязательный мотив в подлинный живописный шедевр.  

3. Асламазян Мариам (1907–2006). Тыквы. 1944. Холст, масло

Огромное жизнелюбие, подпитанное энергией и работой, определили долгий, почти в век, путь художницы.  Ей всегда был интересен мир предметов: и сделанные искусными руками изделия ремесленников разных стран, и дары, щедро подаренные природой, которые с любовью собрали земледельцы. Яркие, масштабные, нарядные ее натюрморты несут в себе мощный заряд оптимизма.

4. Бажбеук-Меликян Александр (1891–1968). Встреча. 1948. Холст, масло

Прожив всю жизнь в столице Грузии, художник в начале творческого пути разделял авангардные увлечения Гудиашвили и других своих соратников по искусству, но позже увлекся живописью старых мастеров, особенно Ватто.  Он посвятил свое творчество теме женственности, женской красоте, создав ряд превосходных лирически-камерных жанровых композиций, навеянных темами театральных и цирковых зрелищ.  Будучи чрезвычайно требовательным к себе, он уничтожал разочаровавшие его работы.

5. Минас Аветисян (1928–1975).  Портрет матери. 1964. Холст, масло

Искусству замечательного колориста Минаса Аветисяна присуща та мощь и масштабность пластического высказывания, та содержательность, которая была свойственна средневековому армянскому искусству, пронизанному идеей высокого служения и давшего миру шедевры архитектуры и миниатюры. Неожиданные, на первый взгляд, колючки в вазе, словно перенесенной с фрески храма, переводят конкретный образ погруженной в раздумье женщины с крупными, натруженными руками, на иной, символический уровень, уровень христианского повествования.

6. Акопян Акоп (1923–2013). Пейзаж со шлюзом. 1975. Холст, масло

Графичные, написанные в тончайшей серо-охристой гамме пейзажи Армении, а точнее окрестности небольших селений, появились в творчестве Акопяна с 1960-х, когда художник, родившийся в Египте и получивший художественное образование в Париже, перебрался на свою историческую родину.  Он словно бы погружает природу в волшебный, с оттенком сюрреализма, сон, позволяя разглядеть отдельные ее детали, насладиться чистотой, причудливостью или логикой ее форм. 

7. Ихмальян Жак (1922–1978).  Рыбаки. 1972. Картон, масло

Родившийся в Турции и получивший там художественное образование, художник-романтик из-за своих политических убеждений вынужден был покинуть родину, жил в Китае, а в последние годы жизни – в Советском Союзе. В своих работах он уходил от прямого жизнеподобия, стремясь к музыкальным созвучиям цвета и формы, к метафоричности образов, к непредсказуемому и драматичному борению тьмы со светом, который одновременно является и цветом. Его стиль несет следы увлечения творчеством  Матисса и Марке а также работами современных китайских мастеров:  в собственной живописи он неоднократно прибегал к артистичному росчерку кисти, напитанной уже не тушью, а масляной краской, передающему энергию и «ритм биения сердца».

8. Бдеян Артюша (1910–1984). Натюрморт с бутылками. 1990. Оргалит, темпера

Артюша Бдеян не пошел по стопам своего брата, известного керамиста, однако его работы вошли в энциклопедию наивного искусства. Написанные им застольные натюрморты с фруктами и цветами далеки от натуральности.  Сочетания чистого, звонкого цвета напомнят сияющие красками миниатюры армянских средневековых рукописей. Все предметы ритмично расставленные на белой скатерти: вазы, бутыли, рюмки, кувшины затейливы, нарядны, бережно обведены темным контуром и узорчато изукрашены.

9. Элибекян Вагаршак (1910– 1994). Духан Самадло. 1979. Картон, темпера

Проработав долгие годы директором театров в Тбилиси и вырастив двух замечательных сыновей-художников, Вагаршак на склоне лет вернулся к навыкам, полученным еще в юности, в художественной студии. Его искусство питалось воспоминаниями о Тифлисе начала века, колоритном хлебосольном городе, где всегда радовались гостям, на масленицу проходили веселые шествия ряженых, а в духанах – своеобразных клубах небогатых горожан, писал свои клеенки Нико Пиросмани. 

10. Элибекян Генрих (1936–2019). Рыбы, бутыль и рюмка. 1989. Картон, темпера

Сын Вагаршака Элибекяна, Генрих обладал многими знаниями и способностями: актера, режиссера, философа и ярким живописным темпераментом. Он чрезвычайно интересовался европейским искусством и, в частности, мастерами парижской школы. В 1980-е, ориентируясь на формообразующую мощь Пикассо, он превращал свои натюрморты в полуабстрактные композиции, выразительность которых основана на контрасте цвета и тона, богатых фактурных отношениях.