27
Октябрь

Социально незащищенные слои населения могут или не могут пользоваться городским транспортом бесплатно?

Share
0
Comment
166 views
23 sec
NarMedia

“На момент проведения контрольных мероприятий в трамвае маршрута № 4 выявлен пассажир, который осуществлял безбилетный проезд, находился в салоне транспортного средства в неопрятном виде, а также провозила неоплаченный багаж”, — говорится в ответе ГКУ Организатор перевозок” на запрос NarMedia.

Речь идет о пожилой женщине, которую 16.10.2024 контролёры пытались высадить из трамвая № 4․ У женщины, которая, по ее словам, является клиентом благотворительной организации «Ночлежка» и, которая в момент инцидента ездила в социальную организацию на обед, не оказался проездного билет. Контролёры, выяснив это, потребовали, чтобы она немедленно покинула транспорт. В историю вмешались другие пассажиры и, в итоге, одна из них оплатила проезд пожилой женщины. Но, несмотря на это, контролеры общественного транспорта продолжали в грубом и неуважительном тоне разговаривать с женщиной, а через остановку решили вызвать полицию.

Бабушка, кстати, была одета опрятно и очень аккуратно. В этом можно убедится посмотрев видео материал, который был снят мной в момент инцидента (https://youtu.be/1IcYsjel_TI?si=0yUeYZpcA2Kc27Iy ).

“Действия контролера ГКУ «Организатор перевозок» по пресечению нарушений правил проезда в наземном транспорте являются правомерными. Контролер действовал в соответствии с полномочиями и согласно должностной инструкции, общался с пассажирами вежливо и тактично, соблюдал деликатность. Нарушений в действиях контролера Учреждения не выявлено.

Дополнительно сообщаем, что контролеры при отсутствии документа, удостоверяющего личность, или отказе в предоставлении такого документа вправе обратиться к сотрудникам полиции для установления личности гражданина. В том числе и на ближайшем остановочном пункте”, — заключает свой ответ на запрос ГКУОрганизатор перевозок”.

По следам инцидента запросы от NarMedia, также были направлены в БО “Ночлежка”, Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Ответы, которые были направлены нам от пресс-служб по электронной почте, излагаем без изменений и комментарий:

“Добрый день!

К сожалению, этот вопрос вне нашей компетенции. Прокомментировать это может только Департамент транспорта.
Со своей стороны, если у вас есть контакты женщины и она действительно оказалась без крыши над головой и без документов, мы можем предложить ей помощь в Центре социальной адаптации имени Е.П. Глинки. Это наше учреждение, где бездомным людям оказывают поддержку в возвращении к полноценной жизни, в том числе в восстановлении документов, временном жилье, предоставляют психологическую и юридическую помощь. 

С уважением, 
Анастасия,
специалист пресс-службы Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы”

Мой ответ։

“Анастасия, здравствуйте! 

Спасибо большое за ответ. Хочу сообщить, что я прежде отправила запрос в ГКУ «Организатор перевозок» и получила следующий ответ. 

«Мы благодарим Вас за активную гражданскую позицию и неравнодушие. 

По изложенным Вами фактам и опубликованному видеоролику нами была проведена проверка, по итогам которой установлено, что в данном случае пассажир нарушил п. 5.1. Правил пользования наземным транспортом, не оплатив поездку и ручную кладь при входе. 

Помимо этого, в соответствии с пунктом 6.2.4. Правил пассажир обязан в течение всей поездки подтверждать по требованию контролеров наземного городского транспорта общего пользования факт оплаты своего проезда.

Проезд в пачкающей и грязной одежде также запрещен в соответствии с Правилами. Штраф за безбилетный проезд назначается даже в том случае, если проезд пассажира был оплачен другим пассажиром по собственной карте или билету. 

На момент проведения контрольных мероприятий в трамвае маршрута № 4 выявлен пассажир, который осуществлял безбилетный проезд, находился в салоне транспортного средства в неопрятном виде, а также провозила неоплаченный багаж.

Пунктами 8.2.1 и 8.2.2 Правил установлено, что при работе на линии контролер имеет право и обязан осуществлять контроль за соблюдением пассажирами Правил, а в случае установления фактов нарушения пассажирами требований Правил принимать в пределах своих полномочий в отношении лиц, допустивших нарушения, меры, предусмотренные законодательством.

Действия контролера ГКУ «Организатор перевозок» по пресечению нарушений правил проезда в наземном транспорте являются правомерными. Контролер действовал в соответствии с полномочиями и согласно должностной инструкции, общался с пассажирами вежливо и тактично, соблюдал деликатность. Нарушений в действиях контролера Учреждения не выявлено.

Стоит отметить, что Нарушение Правил пользования наземным транспортом является административным правонарушением. В соответствии с пунктом 1 статьи 1.4 ФЗ от 30.12.2001 № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».

Мне сейчас интересен именно вопрос о социальной защите возрастных граждан, которые оказались в таком состоянии, как женщина из трамвая. Имеют ли право воспользоваться общественным транспортом Москвы граждане пенсионного возраста, у которых трудности с документами и/или финансами? И если да, то на каких основаниях? 

Думаете этот вопрос в компетенции Департамент транспорта”? 

Ответ от Департамента:

“Да, увы, тут не сможем подсказать. Даже льготный проезд и вообще всё, что касается использования транспорта, в том числе в случае с людьми, которые оказались в затруднительном положении, в ведении Департамента транспорта
По части социальной защиты, опять же, можно обратиться за помощью в восстановлении паспорта и других документов. У нас рассматривают каждую ситуацию индивидуально: возможно, женщина потеряла связь с родственниками в другом городе. Бывает такое, что проявляются возрастные заболевания и из-за этого человек теряет документы и не помнит, где живёт… А кого-то мошенники обманули и выписали из квартиры. Тут можно только с самой женщиной пообщаться, чтобы понять, если у вас есть её номер”.

Мой ответ:

“Я отправила ранее запрос в департамент транспорта также. Нет ответа, к сожалению. Женщина, как говорит она в видео, состоит на учете в БО «Ночлежка». Я туда тоже отправила запрос. 

Анастасия, вы понимаете в чем дело? Тут вопрос не конкретного человека. Мы с другими пассажирами в тот день спасли ее от несправедливого отношения контролеров. Вопрос в том, что эта бабушка не единственная такая. Это общая ситуация. Эти люди тоже граждане РФ и тоже имеют право на передвижение, по Конституции. И если они оказались в таком печальном состоянии, то каким образом гос. структуры защищают их права. Вот, что я хочу уточнить”. 

“Добрый день!

Мы понимаем вашу обеспокоенность этой ситуацией и тот факт, что вас волнует порядок действий в целом при подобных обстоятельствах.

Наш Департамент помогает бездомным людям по разным направлениям: это как срочные услуги (ночлег, питание, одежда) так и полная, комплексная программа ресоциализации, чтобы человек после мог вернуться к полноценной жизни. Но Департамент труда и соцзащиты не занимается транспортом. Женщина может обратиться к нам, её там проконсультируют, объяснят, как можно оформить карту москвича для проезда (если есть такая опция), специалист поможет разобраться с документами. Но это только в том случае, если человек непосредственно обращается в наше учреждение. У нас работают бригады «Социальный патруль», которые объезжают улицы и предлагают людям помощь. 
Мы не сможем дать вам ответ по работе школ, поликлиник, детских садов, городских парков или, как в случае с трамваем, общественного транспорта. Вы просто обращаетесь не в ту организацию с этим запросом. Контроль оплаты проезда осуществляется представителями ГУП «Мосгортранс» и ГКУ «Организатор перевозок»

Когда к нам обращаются СМИ с просьбой дать пояснения по какой-то ситуации, мы всегда стараемся предоставить максимально ясный и конкретный ответ. Но это относится к тем случаям, когда вопрос идёт о вещах, которые находятся в нашем ведении. Мы не можем здесь вас проконсультировать, потому что женщина к нам не обратилась, наши специалисты с ней не работали, чтобы мы могли предложить помощь. Пожалуйста, если есть какой-либо контакт, мы будем рады предложить ей возможную поддержку. Можем продублировать это на официальном бланке, но хотелось бы вам по-человечески пояснить”.

“Уважаемая Наира! 

Одна из основных задач Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры — обеспечение транспортного обслуживания населения, развитие инфраструктуры и поддержания высоких стандартов обслуживания пассажиров. Вопрос социального обеспечения населения — не находится в ведении ДТиРДТИ. Все социально незащищенные слои населения могут пользоваться городским транспортом бесплатно или на льготных условиях в установленном порядке, при наличии карты москвича и документов, подтверждающих право на льготный или бесплатный проезд. В соответствии с Правилами пользования любой пассажир наземного транспорта обязан провалидировать свой билет при входе в транспорт вне зависимости от категории билета — карта «Тройка», банковская карта, карта москвича, абонемент или любой иной бесконтактный способ оплаты. Помимо этого, пассажир обязан в течение всей поездки подтверждать по требованию контролеров наземного городского транспорта общего пользования факт оплаты своего проезда. Если пассажир не смог предъявить билет или подтвердить факт оплаты проезда, то такой проезд является безбилетным, что, в свою очередь, несет административную ответственность. В соответствии с пунктом 1 статьи 1.4 ФЗ от 30.12.2001 № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

С уважением,

Пресс-служба Департамента транспорта 

и развития дорожно-транспортной инфраструктуры 

города Москвы”

Наира, добрый день.

Записываю кратко, что я пыталась объяснить. Во-первых, я не смогу сказать вам является ли конкретная женщина клиенткой нашей организации или нет, это персональные данные. Что касается второго вопроса: бездомные люди могут пользоваться общественным транспортом, если у них есть билет или социальные льготы, которые подтверждают право на проезд (а соответственно и документы, которые эти льготы подтверждают). Справка из Ночлежки такой льготой, к сожалению, не является, но бездомные люди могут показывать ее в надежде, что конкретный контроллер пойдет им навстречу и не высадит их из транспорта. Юридической силы этот документ не имеет. 

С уважением,
Нина

Из ответов подведомственных подразделений мэрии Москвы становится ясно, что никакой из Департаментов не собирается выступать компетентным в данном вопросе. И это потому, что вопрос, на самом деле, открытый.

“Все социально незащищенные слои населения могут пользоваться городским транспортом бесплатно или на льготных условиях в установленном порядке, при наличии карты москвича и документов, подтверждающих право на льготный или бесплатный проезд”, — разъясняет Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

И нам, в этой ситуации, остается еще и в этот раз публично озвучить вопрос, что равно поднять проблему, которая на наш взгляд очень актуальна, потому что женщина из трамвая номер 4 не единственная, которая оказалась в подобной ситуации.  

Граждане РФ пенсионного возраста, в том числе инвалиды, у которых нет денег и документов (карты москвича и документов, подтверждающих право на льготный или бесплатный проезд), имеют ли право воспользоваться общественными транспортом при необходимости (ездить к врачу, на обед в социальную организацию) пока приведут в порядок свои документы? И если да, то на каких законных основаниях?

А ГКУ “Организатор перевозок”, под надзором которого работает московский транспорт, мы посоветовали бы провести инструктаж контролёров с поручением – в рамках закона работать, конечно, важно, но милосердие и проявление уважения к возрасту и социальному статусу пассажира, лучшая PR-стратегия, которую только можно придумывать для организации бесплатно.    

Наира Багдасарян