Share
0
Comment
64 views
10 sec
NarMedia

Особняк генерала-лейтенанта Лунина является главным хранилищем восточных сокровищ уже 40 лет. Но до этого Музею Востока, образованному в 1918 году,  пришлось несколько раз сменить прописку. Его растущая коллекция требовала все больше места.

Новый дом для Музея Востока было решено устроить в городской усадьбе в самом центре Москвы на Никитском бульваре. Но музей – заведение со специфическими требованиями и капризными «жильцами». В 1968 году началась реставрация здания и приспособление его под музейные нужды. Работы затянулись на 15 лет. В 1984 они начали подходить к концу и в некоторых из готовых залов стали проводить выставки длиной от 2 недель до месяца.

В конце этого года в здании завершилась полная реставрация и оно наконец стало доступным для посетителей. Свежеотремонтированные помещения еще не были оборудованы витринами и стендами, а постоянные экспозиции были в разработке. Поэтому было решено с размахом отметить 110-летний юбилей со дня рождения Николая Рериха и 80-летний – его сына Святослава.

23 октября 1984 г., в день рождения Святослава Рериха, выставка, а вместе с нею и Музей Востока, были открыты. На вернисаже присутствовал и сам юбиляр. К коллекции ГМВ экспонаты добавили Бахрушинский музей, Третьяковка, Исторический и Русский музеи. Экспозиция вышла беспрецедентной: на ней были показаны 522 картины Николая и Святослава Рерихов.  

«Выставку Рерихов показывали полтора года. Она была настолько популярной, что в первые месяцы желающие посетить ее должны были отстоять многочасовую очередь. Вы можете себе представить мощь выставки, чтобы очереди стояли в правую  сторону до МХАТа и почти до конца бульвара налево. Люди просто рвались на эту выставку!», – вспоминает советник генерального директора Татьяна Метакса.

На месте нынешнего здания в XVIII в. стоял трехэтажный дом князей Путятиных, построенный  архитектором Е.С. Назаровым. В 1802 г. этот участок земли со строениями приобрел генерал-лейтенант П.М. Лунин (дядя декабриста М.С. Лунина). В 1812 г.  пожар оставил от дома часть сводов первого этажа.

В 1814-18 годах были возведены одно- и двухэтажные постройки и новый двухэтажный флигель, который и стал жилым домом семьи Луниных. В  1818 г. за дело взялся архитектор Д.И. Жилярди. Эту усадьбу называют наиболее значительной жилой постройкой мастера. Она представляет собой выдающийся образец русского ампира I-й четверти XIX в.

Екатерина Симатова, которая разработала экскурсионный маршрут по дому Луниных, рассказывает: «Удивительная судьба прекрасной певицы Екатерины Петровны Луниной. Вместе со своим супругом графом Риччи она устраивала музыкальные вечера, знаменитые на всю столицу. В ее музыкальный салон приезжал Александр Сергеевич Пушкин – об этом он писал в письмах жене, называя голос хозяйки божественным. Это не удивительно: Лунина закончила Болонскую консерваторию и пела перед тремя императорами: Наполеоном Бонапартом, Александром Первым и Николаем Первым».

И таких удивительных подробностей у экскурсовода – на полтора экскурсионных часа.  При этом посетители исследуют здание и внутри, и снаружи.