13
Октябрь

«Эй, кто-нибудь!»: вечный зов одинокой души

Share
0
Comment
241 views
8 sec
NarMedia

«Когда у тебя есть деньги, ты можешь всё» — к такому горькому выводу приходит в свой последний миг молодой герой пьесы Уильяма Сарояна «Эй, кто-нибудь!». Его откровение — следствие столкновения с беспощадной жестокостью пуританского общества, где человеческая жизнь ничего не стоит, а правда всегда на стороне сильного.

Пьесу «Эй, кто-нибудь!» Сароян написал в 1941 году. Эта лаконичная, но глубокая драма рассказывает историю молодого человека, эмигранта, ложно обвинённого в преступлении и брошенного в тюрьму провинциального городка.

В разное время пьесу ставили по-разному, а в Москве ее можно увидеть в Московском Армянском Театре в постановке его художественного руководителя Славы Степаняна, который создал мощный психологический спектакль.

В СССР пьеса «Эй, кто-нибудь!» была экранизирована в 1963 году и стала дипломной работой студентов ВГИКа, будущих режиссёров Андрея Смирнова и Бориса Яшина. В то время как в советской киноновелле мы видим трагедию обречённости главного героя в исполнении молодого Владимира Ивашова, в постановке Славы Степаняна это история человека, преодолевающего свою жертвенность. Через страдания и боль у режиссера С. Степаняна главный герой выходит на новый уровень самопознания, и в конце спектакля перед нами уже предстаёт не вольный бродяга и игрок, который, по его словам, пытается ловить удачу, потому что ни на что больше не годен, а мужчина, способный любить всей силой своей души.

В упомянутом спектакле роль Парня блестяще исполняет молодой актёр Виталий Маркс – выпускник Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского и артист Омского государственного академического театра драмы (интервью с артистом можно посмотреть на наших каналах ВК и YouTube).

Надо отметить, что персонаж, созданный Марксом, более глубокая и зрелая личность, чем его вышеупомянутый экранный прототип, где герой предстает пассивным страдальцем. В спектакле у Парня конфликт не только с тюремными стенами, но и с отчаянием внутри себя и эта внутренняя борьба делает сценический образ героя более сложным и, как ни парадоксально, жизнеутверждающим. Он не просто жертва обстоятельств, а личность, отстаивающая своё право на любовь и мечту до последнего вздоха.

У. Сароян в пьесе не даёт имени своему герою. Перед нами собирательный образ. Молодой человек, несмотря на короткий жизненный путь, успел познать жестокость, лицемерие и фальшивые ценности общества, живущего по законам примитивной стаи, где правда замещается предрассудком, а справедливость — силой кулака.

Парню «всю жизнь одиноко и тоскливо», и колесит он с места на место, мчится «из одного паршивого городка в другой» в надежде переломить невезение и встретить доброго человека. Но, оказавшись в камере провинциальной тюрьмы, он вдруг осознаёт, что одиночество настолько всепоглощающе, что он даже не может вспомнить ни одного человека, которому мог бы написать письмо. И вырывается из груди героя отчаянный, душераздирающий крик: «Эй, кто-нибудь!», и, на этот, похожий на волчий вой зов о помощи, откликается такая же одинокая душа — девушка по имени Эмили.

В постановке «Эй, кто-нибудь!» Славы Степаняна роль Эмили воплощает ведущая актриса Московского Армянского Театра Зита Бадалян. Её героиня переживает на сцене стремительное и трагическое взросление: сначала мы видим трогательную, наивную 17-летнюю девочку, которую обстоятельства на глазах у зрителя превращают в женщину, обречённую на несчастную любовь. Её преданность и жертвенность — это уже не девичья мечтательность, а осознанный выбор женщины, смирившейся со своей судьбой с трагическим достоинством.

Эмили невзрачна, бедна и, подобно молодому узнику повествования, отвергнута обществом. Однако в ней таится внутренняя сила и свет, что заставляет оказавшегося за решеткой бродягу и авантюриста не просто полюбить её, но и в итоге, прийти к главной философской мысли своей жизни: «Всегда надо иметь кого-то рядом — и зимой, когда холодно, и весной, когда кругом так нарядно, и летом, когда так хорошо и жарко и можно купаться; в любую пору года, в дождь и в снег, в любую погоду — всегда человек должен иметь кого-то, кто шёл бы с ним рядом до самой смерти… Всегда надо иметь кого-то, кто, даже зная, что ты плохой, всё равно любит тебя».

Этими словами своего героя Сароян напоминает нам, что даже в самой тёмной яме можно найти искру тепла, а мимолетный миг истинной любви может значить гораздо больше, чем все богатства мира и передаёт, на мой взгляд, главное свое послание: «Люди везде одинаковые. Другими они становятся, только когда кого-нибудь любят. Только это и меняет людей. А в Сан-Франциско многие любят, вот и все».

В чём неизменная актуальность пьесы Сарояна? На мой взгляд, «Эй, кто-нибудь!» — это аллегория о каждом из нас. Мы заперты в узилище собственных страхов и предрассудков, отягощённых лживыми нормами общества. Мы — те, кто привыкает ко всему и слишком легко прощается со своими мечтами. Именно к этой мысли подводит нас следующее, важнейшее послание автора: «Я боюсь, что никто больше не явится в этот богом забытый городишко и не найдёт тебя. Боюсь, что ты привыкнешь ко всему вокруг и со всем будешь мириться. Боюсь, что ты никогда не попадёшь в Сан-Франциско и не заставишь людей оглядываться на тебя».

И вне зависимости от эпохи, географии, возраста и социального статуса мы все равно продолжаем вечный поиск родственной души — того единственного человека, который примет, поймёт и полюбит нас такими, какие мы есть. И порой, в минуты отчаяния или тихой надежды, мы все превращаемся в того самого Парня из сарояновской пьесы, беззвучно шепчущего в пустоту: «Эй, кто-нибудь!..» — в мольбе услышать в ответ такой же одинокий голос, голос человека, который, как и мы, ищет спасения от одиночества в любви.

Наира Багдасарян